2.1. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности
В общем плане коррекционно-педагогическая деятельность может быть представлена как определенного рода активность (действие) педагога направленная на изменение личности ребенка, его поведения и отношения к миру.
Понятие профессиональной деятельности вообще и коррекционной, в частности, опирается на фундаментальные исследования философов, психологов, педагогов (Буева Л. П., Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., и др.)
àФилософы характеризуют деятельность как "способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами." (Буева Л.П.-1978 г.)
àПсихологи рассматривают деятельность как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни.
|
|
Поэтому структурными элементами любой деятельности являются:
Ýпотребности Ýмотивы Ýцели Ýусловия и средства достижения цели Ýрезультат, где системообразующей характеристикой деятельности является цель. (Леонтьев А. Н.- 1979 г.)
ýПрофессиональная педагогическая деятельность (в том числе коррекционная) характеризуется как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки их к освоению ролей в обществе (Сластенин В. А.-1997).
Педагогическая деятельность нацелена прежде всего на решение ряда конкретных задач:
1) формирование воспитательной среды;
2) организацию деятельности воспитанников;
3) создание воспитательного коллектива;
4) развитие индивидуальности личности и осуществление ее "индивидуальных коррективов." (Макаренко А. С.)
ýКоррекционно-педагогическая деятельность обладает рядом специфических особенностей:
Ýво - первых, она проводится с определенным контингентом детей,
Ýво - вторых, ее осуществляет круг людей, получивших не только общепедагогическую, но и специальную подготовку,
Ýв - третьих, коррекционная деятельность реализуется в специфических условиях при соответствующих обстоятельствах (неблагополучная семья, неблагоприятная социальная обстановка),
Ýв - четвертых, коррекционная деятельность является составной частью единого педагогического процесса, становясь его подсистемой или субсистемой.
|
|
Особенности коррекционно-педагогической деятельности обусловлены спецификой коррекционного процесса.
ý Коррекция характеризуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей и решает задачи не только исправления (изменения) отдельных нарушений развития или недостатков поведения, но и на формирование личности ребенка в целом, эффективной интеграции его в социум.
Целесообразность и необходимость коррекционно-педагогической деятельности обусловлены как внешними негативными социально-педагогическими условиями: Ýдезинтеграцией социальной сферы, Ýдезадаптацией процесса формирования личности, Ýдевальвацией нравственных норм и ценностей, так и особенностями внутренних психических процессов, характерных для подросткового возраста.
В качестве психолого-педагогических показателей неблагополучия развития подрастающего поколения и необходимости проведения коррекционной работы специалисты выделяют:
Ý наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций;
Ý переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, стресса, депрессии;
Ý аномальные кризисы развития, в отличие от нормативных возрастных кризисов, не связанные с завершением цикла развития, не ограниченные во времени и носящие исключительно разрушительный характер, не создающие условий и не содействующие формированию психологических новообразований, знаменующих переход на новый возрастной этап;
Ý низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальными возможностями ребенка;
Ý наличие отклоняющегося поведения от социальных норм, требований;
Ý нарушение коммуникативных процессов в системе отношений "ребенок- взрослый",''ребенок - сверстник'', утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения.(Карабанова О.А. -1997 г.)
àОтсюда психологическая коррекция определяется как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленная на перестройку, реконструкцию тех неприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка (Спиваковская А. С.- 1988).
ý Коррекционно-педагогическую деятельность мы рассматриваем как систему общепедагогических и специальных методов, приемов и средств направленных на:
Ý нормализацию и обогащение отношений детей с отклоняющимся поведением с окружающим миром;
Ý компенсацию пробелов и недостатков в их интеллектуальном развитии;
Ý реабилитацию (восстановление) положительных качеств личности, подвергшихся наименьшей девиации;
Ý усвоение подростками социально-ценного жизненного опыта во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
Ý изменение их социального статуса в классном коллективе и направленности деятельности;
Ý формирование нравственно-положительных правил, привычек и здорового образа жизни.