Контроль и оценка знаний, умений и навыков

Необходимым условием повышения эффективности учебного процесса является систематический контроль учебно-познавательной деятельности студентов.

Контроль (от франц. controle - контроль, проверка) – обязательный способ получения обратной информации от студентов, о том, насколько эффективно они усвоили знания, сформировали умения и навыки.

Существует мнение, что в течение семестра контролировать процесс учения студента необязательно, что якобы он успеет за два-три дня до зачета (экзамена) подготовиться и успешно сдать его преподавателю. Глубочайшее заблуждение!

Познавательная деятельность студента - это медленный, но надежный процесс освоения, запоминания, осмысления информации, выработки умений использовать знания на практике.

Нельзя превращать экзаменационную сессию в стресс-фактор, в ночную "зубрежку", в дневную игру со шпаргалками. Студенту нужны не оценки в дипломе, а знания и практические умения для будущей специальности. Многое здесь зависит от преподавателей, обязанностью которых является объективный контроль и своевременная помощь студентам.

Контроль успешности студентов выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

• образовательную функцию;

• диагностическую функцию;

• воспитательную функцию;

• развивающую функцию;

• стимулирующую функцию:

• управленческую функцию.
Эти функции позволяют преподавателю:

• систематически пополнять знания, развивать умения и навыки студента;

• выявлять наличие провалов в знаниях предмета, ошибочное или неточное понимание изученного материала;

• проверять полноту знаний и умения их применять на практике;

• приучать студентов к самоконтролю и рациональной организации груда;

• стимулировать познавательную активность студентов;

• приучать к ответственности в учебной работе;

• обеспечивать оперативную связь в обучении, совершенствуя дидактические методы и формы.

Различают следующие виды контроля знаний, умений и навыков:

• предварительный контроль - для выяснения качества опорных знаний, умений и навыков;

• текущий контроль - для выяснения качества усвоения студентами пройденного материала;

• тематический контроль - для проверки усвоения всей темы;

• итоговый контроль - для объективной оценки достигнутых успехов студентов, уровня их развития (в виде зачетов, контрольных работ, экзаменов);

• заключительный контроль — для полного выяснения успеваемости студентов за год, за весь период обучения(переводные и выпускные экзамены).

Преподаватель проверяет и оценивает успеваемость студентов, руководствуясь директивными документами, требованиями дидактики и личным педагогическим опытом.


Основные требования к оценке знаний, умений и навыков:

1) всесторонность и объективность;

2) систематичность оценивания;

3) требовательность и справедливость преподавателя;

4) отсутствие предвзятости к личности студента;

5) единство требований ко всем студентам без исключения

Оценка осуществляется в различной форме:

• эмоционального отношения к студенту (похвала или замечание);

• оценочного суждения преподавателя («вопрос понимаете, но мысли высказываете непоследовательно и неточно»);

• четкой и однозначной оценки-критерия.

Величина оценки всегда относительно условна определенного критерия (идеала, стандарта).

Еще совсем недавно в системе образования Украины единым инструментом оценивания знаний, умений и навыков была пятибалльная система. В этой системе «5» играла роль «верхней планки», которая показывала полное усвоение стандарта знаний, умений и навыков.

• Оценка «5» (отлично) ставилась за четкое и полное знание программного материала, безошибочную письменную работу или совокупность безупречных поточных ответов при фронтальном опросе.

• Оценка «4» (хорошо) ставилась за полное усвоение содержание материала, за умение правильно изложить и доказать изученные понятия, правила, определения, положения. Однако в ответе допускаются неточности, имеют место отдельные ошибки в содержании, в форме и стиле ответа.

• Оценка «3» (удовлетворительно) ставилась за средний, удовлетворительный ответ, который содержит правильные, но разрозненные мысли. Студент отвечает, как правило, с помощью наводящих вопросов преподавателя.
• Оценка «2» (неудовлетворительно) ставилась за незнание материала или отказ от ответа.

• Оценка «1» (очень плохо) в 1989 г. Была ликвидирована.

В общеобразовательных школах Украины, начиная с 2000 года изменили систему оценивания знаний учеников. Стали внедрять 12 - бальную шкалу оценок, к которой:

1—3 балла — оценивают начальный уровень знаний. 4 - 6 баллов оценивают средний уровень знаний и элементарных умений;

7-9 баллов - оценивают достаточный уровень знаний и определенных умений;

10 - 12 баллов - оценивают высокий уровень знаний и творческих умений ученика.

Украина - единственная страна, в школах которой внедряется 12-балльная шкала оценок. В большинстве зарубежных стран (например, Израиль, Мексика, Индия, Китай, Египет, Южная Корея, Япония и др.) применяют для оценивания знаний учеников 100-балльную шкалу оценки. Другие страны используют разнообразные шкалы оценок: Италия - 30-балльную шкалу; Португалия, Франция, Бельгия - 20-балльную; Алжир, Тунис - 15-балльную; Албания, Аргентина, Греция, Румыния, Турция, Швейцария - 10-балльную; Австрия, Болгария, Германия - 6-балльную; Чехия, Россия и другие страны СНГ - 4-балльную (2,3,4,5).

В высшей школе Украины по-прежнему применяется четырехуровневый критерий оценки знаний студента:

5 баллов (отлично) - высокий (творческий) уровень;

4 балла (хорошо) - достаточный (конструктивно-вариа­тивный):

3 балла (удовлетворительно)- средний (репродуктив­ный);

2 балла (неудовлетворительно) - низкий уровень знаний.

Думается, что при внедрении тестовой системы оценивания знаний студента будет предложена более совершенная шкала оценок.
Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой процесс обучения в высшей школе? Каков его продукт?

2. Что такое принципы обучения?

3. Какие методы обучения Вы знаете?

4. Что такое формы обучения.?

5. Как организовать лекционные занятия?

6. Как организовать семинарские занятия?

7. Как организовать самостоятельную работу студента?

8. Как осуществляется контроль и оценка знаний?

Литература

1. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего М.,1974.

2. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работ студентов в вузе. Учебное пособие. Х.:ХГУ. 1991.

3. KpiTepii оцшювання навчальних досягнень у системi загальноi середньоi ocbith // "Осв1та Украши".- № 40. -5 жовтня 2000 р.

4. Нечепоренко Л.С. Подоляк Я.В., Пасынок В.Г. Классическая педагогика.- Харьков: Основа, 1998. - 420 с.

5. Педагопка / За ред. А.М.Алексюка.- К.: Вища школа, 1985-с.209-219.

6. Про запровадження 12-бальноi шкали оцшювання навчальних досягнень учшв у системi загальжи середньоз' освiти: Наказ Мiнiстра осв™ i науки Украши вщ 4.09.2000 р. № 428/48 // Освгга Украши. - 2000.- 6.09 (№з6-37).- с.7.
ГЛАВА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: