Способы контроля. Для контроля качества обучения характерны два
основных способа.
Первый – текущие наблюдения за учебной деятельностью
обучающихся;
второй – проверка знаний и умений обучающихся.
Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний обучающихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, коллективного обсуждения разработанной обучающимися технической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений обучающихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др.
В процессе практического (производственного) обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ обучающихся: -
|
|
-текущая,
-периодическая (контрольные и проверочные работы)
-итоговая (выпускные квалификационные пробные работы).
Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ обучающихся Одним из эффективных способов текущего контроля учебно-производственной деятельности учащихся, способствующих формированию привычек к качественному выполнению работы, является межоперационный контроль процесса выполнения учащимися учебно-производственных работ. Это особенно характерно для процесса обучения на изготовлении сложной продукции.
Еще в процессе вводного инструктирования мастер предупреждает учащихся, чтобы они предъявляли ему для контроля выполняемые работы на самых ответственных этапах технологических операций. В ходе текущего инструктирования мастер в обязательном порядке проводит такой межоперационный контроль. Этим самым, во-первых, предупреждается массовый брак, который может быть, если контроль качества работы проводится только после ее окончания, во-вторых, учащиеся приучаются к тому, чтобы осуществлять межоперационный контроль самостоятельно.
самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся, Эффективным методическим приемом развития самоконтроля является также приучение учащихся к анализу выполненной ими работы. Принимая выполненную работу, мастер предлагает учащемуся устно повторить порядок и правила выполнения работ, обосновать их, объяснить причины отступления от рекомендованной технологии, если такие были, сравнить результаты выполненной работы с техническими требованиями или эталоном, самостоятельно определить, что выполнено хорошо и правильно, а что неправильно, как можно исправить недостатки. Такой анализ в присутствии мастера приучает учащихся проводить подобный самоанализ в процессе
|
|
поэтапную аттестацию обучающихся - Мастером производственного обучения не позднее чем за две недели до проведения аттестации составляется перечень проверочных работ (приложение 2) в соответствии с изучаемой профессией и уровнем квалификации обучающихся и график выполнения проверочных работ. Перечень проверочных работ и график их выполнения согласовываются соответственно методической комиссией и утверждаются директором образовательного учреждения.
Заместителем директора по УПР (ПР) составляется расписание консультации, график проведения аттестации) утверждается директором ОУ.
Поэтапная аттестация заключается в самостоятельном выполнении учащимися проверочных работ, предусмотренных программой производственного обучения, оценка их качества, выявления фактического уровня знаний, умений и практических навыков учащихся выставляется на заседании комиссии путем собеседования.
Формы проведения аттестации:
- собеседование по выполненным проверочным работам;
- экзамен по билетам, подготовленным в пределах программы.
При проведении аттестации комиссия вправе задать дополнительные вопросы в пределах учебной программы для выявления действительных знаний, умений и навыков аттестующихся учащихся.
Важную роль в формировании самоконтроля имеет правильно организованный текущий контроль учащихся мастером. Проводя текущее инструктирование и контролируя учащихся, мастер постоянно приучает их самих систематически контролировать свою работу. В процессе текущего контроля мастер особое внимание уделяет проверке правильности пользования учащимися контрольно-измерительными средствами и другими средствами определения качества работы. Проверяя выполняемую работу, необходимо прежде всего выяснить - проверили ли ее учащиеся сами, насколько умело они пользуются средствами контроля, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля своей работы.
Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и формы контроля знаний, навыков и умений обучающихся достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контроля, применяемых в связи с внедрением стандартов профессионального образования.
Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества
профессионального обучения характеризуются определенной субъективностью и требуют прежде всего – объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.
Одним из способов диагностичного контроля является тестирование.
Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий
два основных элемента:
задание и эталон-образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности обучающихся.
В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух
вариантах. Первый – как составная часть, компонент программированного
обучения – так называемый программированный контроль (машинный или
безмашинный). Второй вариант – как самостоятельный метод контроля.
В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля.
В процессе профессионального обучения тестирование может производиться на всех этапах учебного процесса.
Тестирование в процессе теоретического обучения. Как известно,
учебная деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый
|
|
из этих видов учебной деятельности может выполняться либо самостоятель-
но, либо с определенной помощью, «подсказки» извне. В репродуктивной
деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение препо-
давателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник ин-
формации о правилах выполнения действия.
В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учебная деятельность характерна элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений.
Способности обучающегося к учебной деятельности можно разделить на
определенные качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество усвоения учебного материала.
Наиболее применимым является выделение четырех уровней усвоения: I – узнавание; II – воспроизведение; III – эвристический; IV – творческий.
Тесты I уровня предназначаются для проверки умений обучающихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение.
Тесты II уровня предназначаются для выявления умений обучающихся
самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные
знания. К ним относятся: тесты на постановку; тесты на конструирование
ответа; тесты – типовые задачи, требующие выполнения расчетов на основе
использования типовых правил и алгоритмов.
Тесты III уровня предназначаются для выявления способности обучаю-
щихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся не-
типовые задачи и задачи на принятие решений в нетиповых ситуациях.
Тесты IV типа предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы.
|
|
Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом
контроле является коэффициент усвоения – К. По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Коэффициент усвоения
представляет отношение количества правильно выполненных обучающимся
существенных операций эталона теста – М к общему количеству существен-
ных операций в эталоне – N, которые необходимо было выполнить по зада-
нию теста соответствующего уровня. В качестве критической величины ко-
эффициента усвоения, отделяющей удовлетворительные знания и умения от
неудовлетворительных, можно принимать 0,7. Выполненные исследования и
проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине
коэффициента обучающиеся имеют удовлетворительные знания и умения и
могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения.
На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку.
При этом руководствуются следующим ориентировочным соотношением:
оценка 5 – К ≥ 0,9; оценка 4 – К = 0,8–0,9; оценка 3 – К = 0,7–0,8; при К < 0,7
положительную оценку выставлять нельзя. При определении коэффициента
усвоения и балльной оценки знаний и умений необходимо четко представ-
лять, что и коэффициент усвоения, и оценка характеризуют качество выпол-
нения теста только определенного уровня. Следует также иметь в виду, что
указанные пределы коэффициента усвоения, при которых выставляются
оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако даже при этой условности
определение оценки производится более диагностично, чем при интуитив-
ном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.
Тестирование качества практического (производственного) обучения. В понятие качества учебно-производственных работ входит комплекс
всех показателей, характеризующих готовый продукт труда. Это, в частности, точность размеров, качество блюда, способы подачи блюда. Производительность труда характеризуется выполнением нормы времени (выработки) на единицу (или партию) продукции. хронометраж
Как правило, основным «инструментом» диагностики качества практиче-
ского (производственного) обучения по этим критериальным показателям
является единый тест качества и производительности труда. Эталоном каче-
ства выполненной работы могут быть рабочий чертеж или технические тре-
бования к качеству работы с необходимыми количественными данными, об-
разец изделия, параметры работы настроенного оборудования, требования
СНиП, характеристики полученного продукта, инструкции по обслуживанию
рабочего места, агрегата, установки и т.п.
Эталоном производительности труда является установленная для выполнения работы норма времени иливыработки – ученическая на данный период обучения.
По результатам тестирования дается заключение о выполненной работе:
«годная – негодная»; «соответствует – не соответствует»; «норма времени
выполнена – не выполнена». Возможны также заключения типа «дефект ис-
правимый»; «дефект неисправимый». В этих случаях после исправления де-
фекта работа повторно контролируется и оценивается.
Единые тесты качества и производительности труда применяются, в ос-
новном, при проведении проверочных, контрольных работ по практическому
обучению, а также при аттестации обучающихся на уровень квалификации.
Отметим, что организация диагностики качества практического обучения путем тестирования включает:
– анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирова-
ния – что и для чего тестируется;
– выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующего (щих)
цели;
– материально-техническую подготовку к процессу тестирования (все
тестируемые обучающиеся должны быть поставлены в равные условия);
– определение экспертной комиссии (если тестирование проводится не
только мастером), распределение между членами ее ролей и обязанностей
по наблюдению за обучающимися; обеспечение экспертов эталонами тестов;
– назначение тестируемых обучающихся и сообщение им заданий;
– наблюдение проверяющего (проверяющих) за выполнением обучающи-
мися заданий тестов;
-фиксация выполнения существенных операций и экспертная оценка качества деятельности обучающихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий;
-анализ качества выполненных заданий;
-подсчет выполнения норм времени (выработки);
-определение оценок выполнения тестов.
Определение результатов тестирования качества практического обучения
производится, в целом, аналогично определению результатов тестирования
знаний и умений обучающихся в процессе теоретического обучения.
Методика осуществления контроля в процессе теоретического обучения Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - заверш-щий этап учеб. проц.. Он определяет соотнош. достигнутых рез-тов с поставл-ми целями обуч. уч-ся по теме урока, целями заданными треб-ми к рез-там обуч. уч-ся по дисциплине, общим треб-ям к уч-ся, заданным стандартом по профессии, отраж-щих требуемый уровень усвоения содержания или степень обученности учащихся (студентов СПО).
Задачи контроля:1)выявл. уровня усв-ния, V, глубины и действенности усв-го предм-го содерж.; 2)получение инф-ции о хар-ре учеб. деят-ти уч-ся, об уровне самост-ти и акт-ти, уч-ся в учеб.процессе; 3)опред. эфф-ти применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения.
Составляющими контроля выступают проверка и оценка. Проверка есть выявл. и измерение. £ьшв-«ме реал-ся ч-з примен. проверочных заданий на заданный уровень усв-ия с целью выяснения данного уровня. Цель проверки - получение инф-ции об уровне усвоения учеб. материала как одном из парам-ов кач-ва подготовки, выявление пробелов в ЗУН, обеспеч. обратной связи с уч-ся. Оценивание как процедура яв-ся составной частью процесса контроля. Основой для оценивания являются итоги (рез-ты) проверки, отражающие рез-ты усвоения уч-ся содерж.. При этом учит-ся как качеств, показ-ли (в оцен. сужд.) так и колич-ные показ-ли (в баллах и %). Оценка - процесс опред-ния и выраж. в усл. знаках-баллах, а также в оцен. сужд-ях педагога («отл.», «хор.», «удовл.», «неудовл.») уровня усвоения уч-ся содержания. Отметка - колич. выражение оценки. Ф-ции контр.: воспит. (способ-ет дисципл-ти и ответ-ти, способ-ет формир-ию самоконтр.), обуч-щая (усил-ся стремл. к познанию нов. фактов, явл-ий, к расшир. зн-й), развив-щая (актив-ся память, вним., мышл.), управл-щая проц-сом усв-ия ЗУ, оценочная и регулят-ная. Проц-ра контр. Контроль носит пооперац-ный хар-р. Реш-щей оп-ией яв-ся сравн-ие. В ходе сравн-ия проверяющий анализ-ет получ-ые рез-ты, опред-ет велич. Рассоглас-ния м-у реаль-ми и ожид-ми ре-ми, возможные причины ее возник-ия. Рез-том анализа яв-ся оценка деят-ти. Треб-ния к контр.: полнота и всесторонность (включ. в содерж. контроля всех эл-тов уч. материала, подлежащего усв-нию); объективность (соед-ние процесса контроля с процессом усв-ия ЗУН и уровнями усв-ия); учет индивид-ых особ-тей уч-ся, соотв-вие проверочных заданий опред-му стандартом уровню усв-ия проверяемого содержания; использ-ние проверочных заданий разного уровня слож-ти при переводе уч-ся с одного уровня на др.; систем-сть (постоянная проверка ЗУН у всех уч-ся на различных этапах учеб.проц.).
Осн. критер-ми кач-ва знаний уч-ся, получ-ых в проц. ТО, яв-ся: кол-во правильно реш-ых задач; соотнош. кол-ва реш-ных и заданных задач; сам-ность; перенос навыков; успев-сть уч-ся; уровень усв-ия знаний, формир-ия навыков и умений; увязывание конечн. рез-та с поставл. задачей; сопоставл.и сравн. отдельных проц., обобщ., выдел, в них общ. и типичного, сходства и различия; осмысл. ЗУН; раскрытие внутр. сущн-ти яв-ний и проц.; объяснение взаимосвязей и осн. законом-тей; примен.получ-ых ЗУН на практике и перенесение их на др. виды работ. Рез-am контроля ЗУН: принятие педагогом решения, направл-го на корр-цию учеб. проц.: поиск нового содерж., новых МО, измен, содерж. и проц-ры контроля, орг-ция индивид, помощи. Усвоение - процесс воспроизв-ия индивидом историч. сформир-ых, общ-нно выраб-ных способ-тей, способов поведения, ЗУН, процесс их превращ. в формы индивид, субъек-ной деят-ти. Формами усвоения выступ, общение, предм-ная деят-сть, игровая деят-сть, учеб. и труд, деят-ть. Рез-ты усв-ния выраж-ся, с одной стор., в виде ЗУН и с др. - в виде способ-тей, хар-щих опред-ный уровень развития, служащий предпосылкой усв-ия более слож. содерж.. Этапы усв-ния ЗУ: - осознанное восприятие и запоминание, воплощающееся в воспроизвел, знаний; - применение знаний в сходной с образцом ситуации; - применение знаний в новой ситуации, требующей творческого подхода. В проц. ТО осн. мет. контр, яв-ся уст. и письм. проверка знаний, проводимая в форме тематич. и текущ. контр, работ, «технич. диктантов», коллект-го обсужд. разраб-ой уч-ся технич. докум-ции. Для ТО хар-на также практич. проверка умений уч-ся применять знания в практич. усл-ях: сборка схем, измерения, наладка мех-мов, поиск неиспр-тей и др. К методам практич. проверки ЗУ уч-ся след. также отнести и лб/пр работы. Одним из способов диагностич. контроля яв-ся тестир-ние. Осн. «инструм.» тестового контроля яв-ся тест, включ-щий 2 осн. эл-та: задание и эталон — образец правильного и кач-го вып-ния этого задания, с к-ым сравн-ся ход и рез-ты деят-ти уч-ся. В проц. ТО тестир-ие исп-ся в 2 вар-тах: как компон. прогр-го обуч.; как самост. мет. контр.. Уровни усв-ия (тестов):1-узнав-ие (действ.с подсказкой); П-воспр-ие(постановка, констр-ие ответа); III-эвристич (принятие реш.в нетип.сит-циях).; IV-творч (тесты-проблемы).
Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения
Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - заверш-щий этап учеб. проц.. Он опред. соотнош. достиг-тых рез-тов с поставл-ми целями обуч. уч-ся по теме урока, целями заданными треб-ми к рез-там обуч. уч-ся по дисциплине, общим треб-ям к уч-ся, заданным стандартом по профессии (спец-ти СПО), отраж-щих требуемый уровень усвоения содержания или степень обученности учащихся СПО. Задачи контроля: 1)выявл. уровня усв-ния, V, глубины и действенности усв-го предм-го содерж.; 2)получение инф-ции о ха-ре учеб. деят-ти уч-ся, об уровне самост-ти и акт-ти, уч-ся в учеб.процессе; 3)опред. эфф-ти применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения.
Ф-ции контр.: воспит. (способ-ет дисципл-ти и ответ-ти, способ-ет формир-ию самоконтр.), обуч-щая (усил-ся стремл. к познанию нов. фактов, явл-ий, к расшир. зн-й), развив-щая (актив-ся память, вним., мышл.), управл-щая проц-сом усв-ия ЗУ, оценочная и регулят-ная.
Проц-ра контр. Контроль носит пооперац-ный хар-р. Реш-щей операцией яв-ся сравн-ие. В ходе сравн-ия проверяющий анализ-ет получ-ые рез-ты, опред-ет велич. рассоглас-ния м-у реальн-ми и ожид-ми результатами, возможные причины ее возник-ия.
Рез-том анализа яв-ся оценка деят-ти.
Треб-ния к контр.: 1. полнота и всесторонность (включ. в содерж. контроля всех элементов уч. материала, подлежащего усв-нию); 2.объективность (соед-ние процесса контроля с процессом усв-ия ЗУН и уровнями усв-ия);
3.учет индивид-ых особ-тей уч-ся, соотв-вие проверочных заданий опред-му стандартом уровню усв-ия проверяемого содержания; 4.использ-ние проверочных заданий разного уровня слож-ти при переводе уч-ся с одного уровня на др.;
5.систем-сть (постоянная проверка ЗУН у всех уч-ся на различных этапах учеб.проц.).
Показатели оценки качества ПО уч-ся: 1.Полное прохождение тем по программе ПО профессии (спец-ти)
2.Кач-ное выполнение всех видов работ, предусм-ных пр-мой ПО (уверенное и точное влад. приемами и способами професс. действий, самост. вып-ие по памяти типовых работ, самост-ный поиск алгоритмов действий в нетипичной ситуации и вып-ие этого алгоритма, соблюд. треб-ий ТБ.
3.Вып-ние уч-ся норм в проц. вып-ния видов работ. Время вып-ния работ.
4.Нормы расхода материалов (выполнение нормы).
5.Количество поломок оборудования.
В проц. ПО осн. методом контроля яв-ся проверка выполняемых и выполненных учебно-произв-ных работ уч-ся: текущая, периодическая (контр, и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификац. пробные работы). Из специфических форм организации контроля ПО следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию уч-ся, вып-ние уч-ся межпредметных заданий.
При устном опросе устан-ся непосред. контакт м-у препод-лем и уч-ся, в проц. к-го преподаватель получает широкие возможности для изучения индивид-ых особ-тей усв-ия уч-ся учеб. матер. Различают фронтальный, индивид.и комбинир. устные опросы. Фронт. опрос пров-ся в форме беседы преподавателя с группой. Индивид, опрос предпол. обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля, позвол. выявить умение уч-ся применять получ. знания на практике, степень овладения необх. умениями, главн. компонентами деят-ти. В проц. вып-ния професс. заданий учащийся обосновывают принятые решения, что позволяет устан-ть уровень усв-ия теор. полож., т.е. одноврем. с проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Задания для практич. проверки обычно вкл. сборку схем, вып-ие различ. измер., разраб-ку, сборку и наладку машин и мех-мов. Опред. неиспр-тей и их причин, настройку приборов и т.п.
К способам практич. проверки ЗУН уч-ся следует также отнести и лабораторно-практические работы, как иллюстративные, так и несложные исслед-ские, а также практикумы. В ПО тестир-ие яв-ся самост-ым методом контроля. Тест, контроль успеш-ти усв-ия учеб.материала достаточно объективен. Благод. эталону-образцу можно сравнить: ответы, фактически вып-ные обучающимися труд, приемы и оп-ции, изделия и работы, задания, пробы и в рез-те диагностично, точно опред-ть, что сделано правильно, а что нет. В кач-ве эталонов тестов выступ, образцы изд-лий и работ, чертежи, технич. треб-ния, технологич. карты, схемы, формулы и т.д.