Государственное управление – в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, администрации краев (областей). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты.
Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления — это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
|
|
Деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — исполнительная власть. Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.
Основными чертами государственного управления является то, что:
1) государственное управление — это организующая деятельность;
2) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;
4) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.
|
|
Основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности и ее организации, называются принципами государственного управления.
Они отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности всей управляющей системы страны.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
Общие принципы государственного управления: объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.
Организационные принципы:
1. Отраслевой принцип выступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрасли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства в подчиненные им органы на местах.
2. Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).
3. Линейный принцип. Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.
4. Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).
5. Принцип двойного подчинения. Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.
6. Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником: урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
7.Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы предполагает, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.
8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность и единоначалие — это две формы устройства органов и организации их деятельности.