1490 О Требующий внутри [меня], как зародыш,
коли Ты требуешь окончания этого,
То сделай легким, покажи путь, окажи содействие или же отбрось требования, не возлагай [их] на нас.
Когда ты от нищего золота требуешь,
золото подари ему сначала, о Царь богатый!
Без Тебя стихи и рифма вечером или утром разве смели бы появляться на виду?
Стихи, сроднения 7 и рифмы, о Знающий,
суть рабы Твоего веления от страха и боязни.
1495 Поскольку Ты сделал прославляющей [Тебя] всякую вещь 8,
и сущность, лишенную способности к различению, и сущность,
наделенную ею,
Каждая [из них] прославление иным способом произносит, и одна о состоянии другой не ведает.
Человек отрицает прославление неодушевленных тел,
но те неодушевленные тела в прославлении — мастера.
Даже семьдесят два религиозных толка, каждый из них не ведает друг о друге и пребывает в сомнении.
Если двое владеющих речью о состоянии друг друга
не осведомлены, то как же [они знают о состоянии] стены и двери?
7 Сроднение (таджнис, ﺲﻴﻨﺠﺗ) — прием традиционной персидской поэтики, основанный на омонимии и омографии.
|
|
8 Отсылка к айату: «Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, что бы не прослав-
ляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их» [Коран, 17: 46 (44)].
1500 Если я не ведаю о прославлении владеющего речью,
то как же познает о прославлении безмолвного мое сердце?
Суннит не ведает о прославлении джабарита 9,
джабарит же не испытывает последствий прославления суннита.
У суннита есть одна особая [формула] прославления,
у джабарита есть противоположная ей [формула] ко спасению.
Этот говорит: «Тот — заблудший и потерянный»,
не ведая о его состоянии и о велении [Божием] „ Встань! ” 10.
Тот же говорит: «Откуда этому знать?»
В войну их вверг Бог по предопределению.
1505 [Он] сущность каждого делает явной,
родственное из неродственного находит.
Притеснение (кахр) от милости отличит всякий,
будь то мудрец, или невежа, или подлец.
Но милость, ставшую втайне притеснением,
или же притеснение, которое в сердце милости вошло,
Мало кто распознает, разве что приобщенный Господу,
у которого в сердце есть пробирный камень для душ.
Остальные же об этих двух [вещах] лишь предполагают,
к своему гнезду на одном крыле летят.