Основные задачи развитиям в подростком возрасте

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (11 – 15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.

Этот период выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: 3. Фрейд, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. К более современ­ным исследователям можно отнести М. Кле, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Достаточно очевидно, что и здесь мы сталкиваемся с таким препятствием, как огромнейшее количество исследователей, обсуж­давших эту проблему в русле совершенно разных подходов к психологии и к личности, в частности. Это нашло отражение в том, что в литературе этот возрастной период фигурирует под разными названиями: подростковый, пубертатный, переходный, отрочество и т.д.

В целом, подростничество является периодом жизни, анализ которого требует использования понятия развитие, терминов "изменение", "преобразование", "модификация" и других, им подобных. Именно в этот период организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на его последующее биологическое и психологическое развитие. Во время подростничества изменяется, можно сказать, все: тело, характер, мышление идеалы, нормы и т.д. "Таким образом, - делает вывод М. Кле, - изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития".

Также М.Кле были обобщены и достаточно четко представлены зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте. Мы приводим здесь именно это описание не потому, что оно единственно правильное на наш взгляд, многие подходы очень четко прорисовывают картину подростничества и представляют основные задачи ничуть не хуже, - а потому, что в ситуации данной конкретной работы оно показалось нам более удобным.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: а) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построения половой идентичности; б) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка я характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания...

3. Преобразования социализации. Происходят важные изменения в coциальных связях и социализации; влияние семьи постепенно заменяется вли янием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Соответственно две задачи: а) освобождение от родительской опеки; б) вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности и формирование новой субъективной реальности, нового представления о себе и о другом. Соответственно задачи выглядят так: а) осознание временной протяженности собственно "Я", включающий детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущем; б) осознание себя как отличного от родительских "представлений"; в) осуществление системы выборов (профессия, половые установки и т.д.).

Естественно, что все это происходит не независимо и не помимо сознания самого подростка. Важнейшим моментом является осознавание и понимание подростком как происходящего вокруг, так и "внутри" него самого.

Итак, если говорить кратко, то мы можем сказать, что перед подростком поит задача самоопределения в трех "областях":

1.Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить огромное количество конфликтов, связан­ных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола. Консультанты, ведущие психологический прием, неоднократно "натыкаются" на несоответствия именно в половой идентификации подростка. (Характерно уже и то, что этот возраст мы сами обозначаем "мужским" словом. Для девочек здесь слово еще не придумано, и это тоже характеризует как современную ситуацию, так и проблемы в этой области у самих взрослых).

2.Возрастной. Одним из новообразований этого периода Л.С. Выготский выделяет чувство взрослости. Это может означать, что во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения, "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "НЕ РЕБЕНКОМ", но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты, в частности, в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом. Причем именно попробовать, одного видения образов и рассказов недостаточно.

3.Социальной. Подростку необходимо занять определенное место в обществе, в своей референтной группе. Но утверждения, что подросток совсем отходит в этом возрасте от взрослых и они ему безразличны, на мой взгляд, не совсем верны. Подростку важен взрослый, ему важно его признание и важно понимание, по каким нормам живут люди (взрослые) в этом мире. Что подходит ему уже сейчас, а что нет. Именно это и подтверждают исследования Д.И. Фельдштейна.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидерс):

- физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;

- потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

- потребности в независимости и эмансипации от семьи;

- потребности в привязанности;

- потребности в успехе, проверке своих возможностей;

- потребности в самореализации и развитии собственного «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: