Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зре­лого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноцен­ным зрелым организмом.

Раздел физиологической науки, изучающий биологические за­кономерности и механизмы роста и развития, называется возраст­ной физиологией. Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальное развитие, или онтогенез

Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом ис­следования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка).

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для вос­питателя, педагога, школьного психолога: от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Более ран­ние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек в своем развитии подчиняется всем основным зако­нам, установленным Природой для любого развивающегося многоклеточного организма, и поэтому физиология развития пред­ставляет собой один из разделов гораздо более широкой области знания — биологии развития.

В то же время в динамике роста, раз­вития и созревания человека имеется немало специфических, осо­бенных черт, присущих только виду Homo sapience (Человек разумный). В этой плоскости физиология развития теснейшим обра­зом переплетается с наукой антропологией, в задачи которой вхо­дит всестороннее изучение человека.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей сре­ды, с которой он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания — общий закон существова­ния живого. Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружаю­щей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физио­логией, которая изучает воздействие на живой организм разнооб­разных факторов внешней среды и способы приспособления орга­низма к действию этих факторов

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные фак­торы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, по­скольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требо­ваний и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и при­способленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть не­обходимыми навыками его сохранения.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития. В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные фак­торы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, по­скольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требо­ваний и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и при­способленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть не­обходимыми навыками его сохранения.

Теоретические и прикладные задачи возрастной физиологии

Любая наука может развиваться только в том случае, если она ищет ответы на важные вопросы, от решения которых зависит наше понимание мира и способы нашего воздействия на него. Первая категория представляет собой теоретические, а вторая — прикладные задачи науки.

Главной теоретической задачей физиологии развития является выяснение основных закономерностей возрастного развития. За сто с лишним лет, в течение которых формируется эта наука, были открыты многие законы, по которым растет и развивается организм от зачатия до биологического созревания. Под биологи­ческим созреванием человека следует понимать достижение тако­го уровня морфологического, физиологического, личностного и социального развития, когда индивид способен произвести здо­ровое жизнеспособное потомство и обеспечить его нормальное развитие. Следует специально подчеркнуть, что в понятие био­логического созревания наряду с чисто биологическими (мор­фологическими и физиологическими) критериями включены психологические и социальные критерии развития.

Знание основных закономерностей возрастного развития по­зволяет подойти к решению двух практических задач педагогики и педиатрии. Первая из них — оценка так называемой «возрастной нормы». Действительно, и для врача, и для педагога очень важно понимать, нормально ли развит ребенок, с которым ему предсто­ит работать. Любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к такому ребенку необходимо применять специаль­ные, нестандартные приемы воспитания или лечения. Поэтому установление параметров возрастной нормы — одна из важней­ших прикладных задач физиологии развития, решаемых уже мно­гие десятилетия. По ходу решения этой задачи были выявлены многие феномены, в частности то обстоятельство, что темпы ро­ста и развития детей зависят от большого количества известных и неизвестных факторов. Так, было убедительно доказано, что тя­желые социально-экономические ситуации (войны, революции, стихийные бедствия) крайне негативно сказываются на динами­ке возрастного развития детского населения. Напротив, благопри­ятное социально-экономическое положение общества способствует нормализации процессов роста и развития. Однако существуют и не вполне ясные науке обстоятельства, влияющие на темпы био­логического развития. Так, явление акселерации роста и развития, которое наблюдалось почти 100 лет в странах Европы и Нового Света, прекратилось так же неожиданно, как и началось, причем его причины так и остались до конца не разгаданными.

Другой ряд фактов позволил установить, что темп развития и конечный уровень развития многих свойств вовсе не всегда кор­релируют между собой. Нередко замедленное развитие приводит к тому, что человек, хотя и позже сверстников, достигает не­обычайно высокого уровня развития той или иной своей спо­собности. И напротив, ускоренное развитие порой заканчивается слишком рано, и человек, подававший большие надежды в ранние годы, так и не достигает больших высот в зрелом возра­сте. Об этом, в частности, свидетельствуют биографии многих «вундеркиндов». Между тем выраженные отклонения в темпах роста и развития наблюдаются гораздо реже, чем небольшие от­клонения, проявляющиеся в умеренном отставании или опере­жении. Как к ним относиться? Ответ на этот вопрос призвана дать физиология развития, которая как раз и должна вырабаты­вать критерии, по которым практические работники смогут су­дить о том, насколько существенны выявленные отклонения от нормы, и нужно ли что-либо предпринимать для их устранения или смягчения их последствий.

Другой вопрос, имеющий важное значение для практики — определение временных границ возрастных периодов, или воз­растная периодизация онтогенеза. Одни ученые считают, что раз­витие ребенка протекает непрерывно, и поэтому говорить о ка­ких-либо его этапах, или периодах, бессмысленно. Так полага­ет, в частности, британская школа антропологов, среди которых немало выдающихся ученых, чьи труды лежат в основе физио­логии развития, — Таннер Харрисон и другие. Напротив, рос­сийская научная школа, ведущая свою историю от Н.П. Гундобина, В.В. Бунака, П.К. Анохина и А.А. Маркосяна, считает воп­рос о периодах онтогенеза одним из узловых и посвящает этой проблеме большое число исследований, научных конференций, дискуссий, публикаций. Представления о гетерохронности раз­вития и неравномерности онтогенетического процесса, о чем речь более конкретно пойдет ниже, лежат в основе различных моде­лей периодизации онтогенеза, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Между тем для решения практических задач выбор одной из указанных моделей крайне актуален, по­скольку от этого зависит, например, ответ на вопрос, в каком возрасте можно начинать систематическое обучение в школе.

К проблеме возрастной периодизации непосредственно при­мыкает задача выявления сенситивных и критических периодов разви­тия. Уже достаточно хорошо известно, что некоторые свойства организма особенно зависимы от внешних воздействий на опре­деленных этапах своего формирования. Ясно, сколь большое зна­чение эта информация может иметь для педагогов. Поэтому выяв­ление такого рода сенситивных, т.е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов — весьма важная задача физио­логии развития.

В последние годы появились новые импульсы для развития кон­ституционального направления антропологических, физиологи­ческих, биохимических и психологических исследований возраст­ного развития. В определенной мере это связано с высоким уровнем развития современного спорта: высшее спортивное мастерство требует стопроцентного использования задатков спортсмена, а под­готовка каждого чемпиона стоит колоссальных средств, поэтому спортивные менеджеры и тренеры хотят уже на самых ранних эта­пах знать, насколько перспективен тот или иной начинающий спортсмен. Учитывая, что спортом теперь дети начинают зани­маться в возрасте 4—6 лет, можно представить себе, сколь велика роль физиологии развития в правильной организации спортив­ной подготовки будущих чемпионов, да и просто здоровых граж­дан. Именно поэтому многие исследователи заняты изучением индивидуально-типологических особенностей роста и развития. Эти же аспекты в последнее время привлекают все большее внимание школьных педагогов, что связано с расширением специализации школьного образования. Выявление одаренных детей и их гармо­ничное развитие и воспитание — перспективное направление пси­холого-педагогических исследований и педагогической практики, базирующееся на достаточно строгих физиологических закономер­ностях.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студ. Дефект.фак.высш.пед.учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2000.

2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. – В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 – С.60.

3. Физиология развития ребенка/под ред.В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. М., «Педагогика»,1983.

4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.: Academ. A, 2003.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Academ. A, 1998.

6. Хрипкова А.Г.. Фарбер Д.а. возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие.М.: «Просвещение», 1990.

7. Фарбер Д.А., И.А.Корниенко Д.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М: Педагогика, 1993. - 90 с.

8. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб.для биол.и медиц.спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред.А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая шк., 1991.- 512 с.

9. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

10. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.

11. Гигиена детей и подростков. /Под.ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1989.

12. Маркасян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков.-М., 1969.

13. Физиология плода и детей /Под. Ред. Глебовский В.Д.-М.: «Медицина»,1988.

14. Карел Поляк и соавт. Физиология и патология новлорожденных детей.-Прага.1986.

15. Смирнов В.М. особенности физиологии детей: Учебно-методическое пособие.-М.,1993.

16. Шулейкина К.В., Хаютин С.Н. Нейронные механизмы развивающегося мозга.-М., 1979.

17. Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентрана-Граф, 2004. – 400 с.

18. Егорова М.С., Семенов В.В. В кн.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / под ред. Равич-Щербо И.В. М.: Педагогика, 1988 – 336с. – С. 291.

Информационные ресурсы:

1. Козлов А.И. Биологические основы экологии человека. ИЛ АрктАн-С, 2004 (https://press.arctan.org/)

2. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М., 1976. - 279 с.

3. Козлов В.И., Фарбер А.А. В кн.: Физиология развития ребенка. - М., 1983, с. 5-14.

4. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. - М., 1978. - 248 с. http.//pedlib.ru/Books/



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: