ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Теперь давайте обратимся к теме социальной ответственности. В определенном смысле концепция социальной ответственности, как и концепция этики, проста для понимания: она подразумевает отделение правильного от неправильного и совершение правильных поступков. Другими словами, она означает необходимость быть добропорядочным корпоративным гражданином. Формально корпоративная социальная ответственность определяется, как обязательства менеджмента принимать решения и осуществлять действия, способствующие росту благополучия и удовлетворению интересов, как организации, так и общества в целом.
Каким бы однозначным ни казалось это определение, концепция социальной ответственности может оказаться трудной для понимания, потому что разные люди имеют разные представления о том, какие действия повышают благополучие общества. Еще больше усложняет ситуацию то, что социальная ответственность охватывает широкий круг вопросов, во многих из которых дается неоднозначная трактовка плохого и хорошего. Если банк принимает средства трастового фонда под низкий процент сроком на 90 дней, благодаря чему обеспечивает себе высокую прибыль, то является ли такой банк ответственным корпоративным гражданином? Что можно сказать о двух компаниях, активно конкурирующих друг с другом? Будут ли социально ответственными действия более сильной компании, направленные на то, чтобы обанкротить или поглотить конкурента? А что можно сказать о таких компаниях, как Chiquita, Kmart и Dana Corporation, которые на законных основаниях объявили себя банкротами, чтобы уклониться от выполнения своих обязательств перед поставщиками, профсоюзами и конкурентами? Эти примеры иллюстрируют моральные, правовые и экономические соображения, затрудняющие определение социально ответственного поведения. Воздействие компании на природную среду также должно приниматься во внимание.
|
|
СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Одна из причин трудности понимания социальной ответственности компаний заключается в том, что менеджерам приходится задавать себе вопрос: «Ответственность перед кем?». В гл. 3 отмечалось, что среда организации состоит из нескольких секторов, в частности обшей среды и среды задач. С точки зрения социальной ответственности просвещенные организации рассматривают внутреннее и внешнее окружение как совокупность различных заинтересованных групп (стейкхолдеров).
Под стейкхолдером понимается любая группа внутри или вне организации, заинтересованная в результатах ее работы. Все стейкхолдеры имеют разные критерии отзывчивости, потому что проявляют разную заинтересованность в организации. Например, Wal-Mart использует агрессивную тактику переговоров с поставщиками, чтобы обеспечивать низкие цены для покупателей. Одни стейкхолдеры рассматривают такое поведение компании как ответственное, потому что оно приносит выгоды покупателям и заставляет поставщиков работать более эффективно. Однако другие доказывают, что агрессивная тактика неэтична и социально безответственна, потому что вынуждает производителей в США увольнять американских рабочих и делать закупки в странах с более низким уровнем заработной платы. Например, Wal-Mart закупает сейчас около 10% всех своих товаров в Китае, и руководители компании рассчитывают значительно увеличить закупки китайских товаров в течение следующих пяти лет, что, по мнению критиков такой политики, нанесет еще больший ущерб американским компаниям и американским рабочим. Один поставщик рассказывал, что одежда теперь продается в Wal-Mart так дешево, что многие американские компании оказались бы неконкурентоспособными, даже если бы совсем не платили своим работникам.
|
|
Результаты работы организации влияют на стейкхолдеров, но стейкхолдеры также могут оказывать огромное влияние на успехи организации. Рассмотрим в качестве примера компанию Monsanto —- одного из лидеров индустрии биотехнологий.
На рис. 5.3 показаны основные стейкхолдеры Monsanto. Большинство организаций испытывают сходное влияние групп стейкхолдеров. Инвесторы и акционеры, работники, покупатели и поставщики считаются основными стейкхолдерами, без которых выживание организации невозможно. Интересы инвесторов, акционеров и поставщиков обслуживаются за счет управленческой эффективности — т. е. путем использования ресурсов для получения прибыли. Работники ожидают удовлетворения от своей работы, достойной оплаты труда и разумного контроля. Покупателей интересуют решения о качестве, безопасности и доступности товаров и услуг. Когда любая из групп основных стейкхолдеров испытывает серьезную неудовлетворенность, жизнеспособность организации оказывается под угрозой.
Другими важными стейкхолдерами являются правительство и местное сообщество, которые приобретают в последние годы все большее значение. Большинство организаций существуют только благодаря получению лицензий и государственных разрешений на регистрацию и действуют в рамках законов о безопасности и о защите окружающей среды, антимонопольного и антикоррупционного законодательств и других законов и предписаний, принятых государством. Местное сообщество включает местные власти и местных жителей, желающих обеспечить себе определенный уровень жизни. Группы с особыми интересами могут включать торговые ассоциации, комитеты по проведению политический акций, профессиональные ассоциации и общества потребителей.
Рис. 5.3 Основные стейкхолдеры Monsanto Company
ИСТОЧНИК на основе материалов D. Wheelr, Б. Colbert, R. E. Freeman, «Focusing on Vaiue; Reconciling Corporate Social Responsibility, Sustainability, and a Stakeholder Approach in a Networked World», Journal of General Management 28, no. 3 (Spring 2003): 1-28; and j.E. Post. L. E. Preston, and S. Sachs.
Социально ответственные организации учитывают эффект своих действий на все группы стейкхолдеров и могут расходовать значительные ресурсы на различные благотворительные акции к выгоде всех стейкхолдеров. Например, Cummins Engine финансирует открытие школ в Китае и Индии, где она имеет свои заводы, и недавно приобрела в Мексике участок земли для посадки леса, чтобы продемонстрировать свою приверженность идеям защиты окружающей среды. Crystal-Myers Squibb выделяет средства больницам в Техасе, Калифорнии и Флориде для приема на работу promotoras de salud, или консультантов по охране здоровья, для содействия испаноязычному населению в профилактике диабета.
Сегодня группы с особыми интересами продолжают оставаться для компаний одним из важнейших сегментов стейкхолдеров. Ответственность за сохранение окружающей среды стала главным вопросом сегодняшней повестки дня, так как бизнес и общественность все больше осознают вред, наносимый природе.