** Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Структура доходов бюджета
** В соответствии с БК доходы бюджетов подразделяются на:
· налоговые доходы,
· неналоговые доходы,
· безвозмездные перечисления.
** Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также составлении консолидированных бюджетов всех уровней в части:
· классификации доходов бюджетов Российской Федерации,
· функциональной классификации расходов бюджетов РФ,
· экономической классификации расходов бюджетов РФ,
· классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
|
|
** Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на:
· группы,
· подгруппы,
· статьи
· и подстатьи.
Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:
** Виды всех доходов бюджетов в соответствии с новой б/кл:
1. Налоговые доходы:
· прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль [см.таблицу], подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход);
· налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, содержание общеобразовательных учреждений и другие аналогичные цели, прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда);
· налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и на транспортные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продукции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);
· налоги на имущество {налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, налог на операции с ценными бумагами, прочие налоги);
|
|
· платежи за использование природных ресурсов (плата за недра, месторождения драгоценных металлов и камней, использование акватории и участков морского дна, нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы, воспроизводство и охрану лесов, земельный налог и арендная плата на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхоз-угодий, прочие платежи за использование природных ресурсов);
· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (импортные и экспортные пошлины, прочие налоги на импорт);
· прочие налоги, сборы и пошлины {госпошлина по делам, рассматриваемым арбитражными, народными судами и другими организациями, за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекламу, продажу автомобилей, курортный налог, штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства, прочие налоговые платежи).
** Принципиальные основы налогообложения и функционирования российской налоговой системы:
** Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет (срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае изменения в налоговом законодательстве РФ).
2. Неналоговые доходы:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации) в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
· иные неналоговые доходы (н.п. прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности)
ПОДРОБНО:
1.доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности, приносящей доход:
· дивиденды по акциям, принадлежащим государству,
· доходы от сдачи в аренду государственного имущества,
· проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств,
· доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства,перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации,
· прочие поступления от использования государственного имущества или от деятельности, приносящей доход.
2.доходы от продажи принадлежащего государству имущества:
· поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, продажи принадлежащих государству акций предприятий,
· доходы от продажи принадлежащих государству квартир, производственных фондов, транспортных средств, иного оборудования).
|
|
3. поступления от капитальных трансфертов из негосударственных источников {от резидентов и нерезидентов).
4. административные платежи:
· поступления в связи с осуществлением таможенного контроля и за проведение таможенных процедур,
· сборы, взимаемые ГИБДД,
· прочие платежи, взыскиваемые государственными учреждениями за выполнение определенных функций.
5. штрафные санкции:
· взыскания с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей,
· поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий,
· санкции за нарушение порядка применения цен,
· административные штрафы и иные санкции,
· доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов.
6. доходы от внешнеэкономической деятельности:
· поступление средств от централизованного экспорта;
· прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
3. Безвозмездные перечисления:
· от нерезидентов;
· от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):
· от государственных внебюджетных фондов;
· от государственных предприятий и учреждений,
· от наднациональных организаций.
** Взаимные расчеты - операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенные законом (решением) о бюджете.
** Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то соответственно в ней отсутствует подразделение на источники бюджетных доходов различных уровней (оно устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ).