ТЕМА 6. СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Единая методология отчетности об исполнении бюджетов всех уровней устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 01.01.05 г. вступила в действие Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.04 г. № 70н. Она устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета – бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. Кроме того, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями), бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственная учетная политика реализуется через:
• план счетов бюджетного учета;
• порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
|
|
• корреспонденцию счетов бюджетного учета;
• порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета. При этом органы ведут Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
К основным задачам бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов относятся:
• формирование полной и достоверной информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
• обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
• обеспечение составления необходимой отчетности для исполнительных и представительных (законодательных) органов власти соответствующего уровня;
• обеспечение информацией, необходимой иным внутренним и внешним пользователям.
Объектами бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются:
• доходы и расходы бюджета, доходы и расходы средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности;
• денежные средства бюджета на счетах в кредитных организациях;
• бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные обязательства бюджета;
• источники финансирования дефицита бюджета;
|
|
• обязательства по предоставленным средствам из бюджета на возвратной основе;
• расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;
• результаты исполнения бюджета.
Бухгалтерский учет ведется специальными подразделениями органов Федерального казначейства. Все операции оформляются документально, а полученная информация обобщается и отражается на счетах бухгалтерского учета, после чего осуществляются бухгалтерские проводки и заполняются регистры бухгалтерского учета (в том числе Главная книга). По окончании отчетного периода на их основе формируется бухгалтерский баланс, характеризующий общее финансовое положение по результатам исполнения бюджета отчетного года и прошлых лет с приложением отчета об исполнении бюджета. Последний утверждается Министерством финансов Российской Федерации и отражает кассовое исполнение бюджета отчетного года в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
На основе данных бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета формируется отчетность об исполнении бюджета. В соответствии со ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляет уполномоченный исполнительный орган. В установленном порядке он представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Порядок предоставления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности отражен в Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.05 г. № 5н. Бухгалтерский учет операций по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ведется по единому плану счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют и представляют на утверждение годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам документов согласно приложению № 1 к Инструкции № 5н (таблице 7). В письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.09.05 г. № 42-7.1-01/2.4-250 разъяснены особенности представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство.
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; годовая – на 1 января года, следующего за отчетным; месячная – на первое число месяца, следующего за отчетным.
Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, отражающие специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
|
|
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации.
Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Таблица 7 – Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и сроки ее проведения
Наименование представляемого документа | Код формы по ОКУД | Субъект бюджетных отношений, которому представляется документ | |
Годовая1, квартальная2 | месячная | ||
Получатель средств бюджета | |||
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ | ГРСБ (РСБ) | ||
Отчет о финансовых результатах деятельности | ГРСБ (РСБ) | ||
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ | 05031273 | ГРСБ (РСБ) (годовая). ООИБ (квартальная) | |
Пояснительная записка | ООИБ | ||
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета | ООИБ | ||
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ | ООИБ | ||
Справка по внутренним расчетам | ООИБ | ||
Распорядитель средств бюджета | |||
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный) | ГРСБ | ||
Отчет о финансовых результатах деятельности (сводный) | ГРСБ | ||
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный) | 05031273 | ГРСБ | |
Пояснительная записка (сводная) | ГРСБ | ||
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (сводная) | ГРСБ | ||
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (сводная) | ГРСБ | ||
Справка по внутренним расчетам ПСБ (сводная) | ГРСБ | ||
Главный распорядитель средств бюджета | |||
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ | ООИБ | ||
Отчет о финансовых результатах деятельности | ООИБ | ||
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный) | 05031273 | ООИБ | |
Пояснительная записка (сводная) | ООИБ | ||
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (сводная) | ООИБ | ||
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета | ООИБ | ||
Справка по внутренним расчетам ПСБ | ООИБ | ||
Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета | |||
Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета | ООИБ. Вышестоящий орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета | ||
Пояснительная записка | |||
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях | |||
Справка по внутренним расчетам | |||
Орган, организующий исполнение бюджета | |||
Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета | |||
Пояснительная записка | |||
Баланс исполнения бюджета (консолидированный, на основании Балансов ГРСБ (РСБ) (ф. 0503130) и Балансов по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140)) | Орган, организующий исполнение МБ, передает ООИБ субъекта РФ ООИБ субъекта РФ, ЗАТО, передает органу, организующему исполнение ФБ Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ |
Пояснительная записка (сводная, на основании сводных пояснительных записок ГРСБ и пояснительной записки ООИБ) | |||
Отчет о финансовых результатах деятельности | |||
Отчет об исполнении бюджета (сводный, на основании отчетов об исполнении бюджетов ГРСБ) | |||
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ | |||
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях | |||
Месячный отчет об исполнении бюджета (консолидированный, на основании Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123), сводных Справок по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) ГРСБ, сводных Отчетов об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (ф. получающих бюджетные средства на счетах в банках), сводный Справок об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (ф. 0503126) | Орган, организующий исполнение МБ, передает ООИБ субъекта РФ ООИБ субъекта РФ, ЗАТО, передает органу, организующему исполнение ФБ РФ Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ | ||
Месячный отчет об исполнении бюджета (консолидированный, на основании Месячных отчетов об исполнении бюджета (ф. 0503128) органа, организующего исполнение ФБ РФ; ООИБ субъектов РФ и ЗАТО | Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ |
1 Представляется на 1 января года, следующего за отчетным.
|
|
2 Представляется на 1 апреля, 1 июля, 1октября.
3 Составляется получателями бюджетных средств, получающими бюджетные средства на счетах в банках.
ООИБ – орган, организующий исполнение бюджета.
ГРСБ – главный распорядитель средств бюджета.
РСБ – распорядитель средств бюджета.
ПСБ – получатель средств бюджета.
ФБ – федеральный бюджет.
МБ – муниципальный бюджет.
Если бюджетный учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководитель специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущей бюджетный учет.
Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности сверяются обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации.
Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции № 5н. Если данные по отдельным показателям не имеют числового значения, в соответствующих графах ставятся прочерки. Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, этот показатель в бюджетной отчетности отражается со знаком «минус». Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
При составлении бюджетной отчетности необходимо знать особенности заполнения форм документов.
1. Порядок составления ежемесячной справочной бюджетной отчетности следующий:
1.1 Справка об остатках денежных средств на банковских счетах
получателя средств бюджета (ф. 0503126)составляется получателем средств бюджета на основании данных, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения» путем арифметического расчета разницы между указанными счетами в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления по счету 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Остаток по Справке, представляемой получателем средств бюджета главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, должен быть удостоверен: на отчетную дату, кроме 1 января, – выпиской со счета кредитного учреждения; по состоянию на 1 января – подписями руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати банка.
Главный распорядитель (распорядитель) составляет сводную Справку об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126) путем арифметического суммирования остатков, отраженных в Справках об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета, а также в Справке об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126) по своим банковским счетам, составленной в порядке, установленном для получателя средств бюджета.
1.2 Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125)составляется главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета на основании данных, отраженных на отчетную дату на соответствующих счетах счета 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».
Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют Справку по внутренним расчетам (ф. 0503125) на основании данных, отраженных на отчетную дату на соответствующих счетах счетов 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», 021200000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», 030900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
В целях осуществления контроля за соответствием показателей по операциям, связанным с межбюджетными отношениями, главные распорядители средств федерального бюджета представляют Справку о перечислении средств из бюджета по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» с расшифровкой кассовых расходов в разрезе наименований субъектов Российской Федерации и показателей бюджетной классификации Российской Федерации.
1.3 Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129)составляется получателем средств бюджета ежемесячно на основании оправдательных документов, подтверждающих операции по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, исполненные минуя банковские счета и отраженные на соответствующих счетах счетов 040101100 «Доходы учреждения», 040102100 «Доходы резервного фонда», 040101200 «Расходы учреждения», 040102200 «Расходы резервного фонда».
Главный распорядитель (распорядитель) составляет сводную Справку по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) путем суммирования остатков, отраженных в Справках по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета.
1.4 Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128)составляется органом, организующим исполнение бюджета, ежемесячно на основании Главной книги, сводных Справок по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129), сводных Отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (сводных по отчетам получателей бюджетных средств, получающих бюджетные средства на счета в банках), представленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета.
В месячном отчете об исполнении бюджета органом, организующим исполнение бюджета, отражаются следующие показатели:
• доходы бюджета;
• расходы бюджета;
• источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов (с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации);
• объемы утвержденных бюджетных назначений по доходам бюджетов; объемы бюджетных ассигнований и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной росписью с учетом всех последующих изменений, оформленных в установленном порядке, на основании данных посоответствующим счетам счета 050301000 «Бюджетные ассигнования»;
• объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на основании данных по соответствующим счетам счета 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств». Также показываются суммы исполненных и неисполненных бюджетных назначений соответственно по разделам отчета.
Месячный отчет об исполнении бюджета по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отдельно составляет орган, организующий исполнение бюджета.
1.5 Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123)содержит данные о движении денежных средств на счетах бюджетов, на едином счете бюджета, открытом в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также на счете поступлений, распределяемых между бюджетами разных уровней. Отчет составляется на основании данных Главной книги по кассовым поступлениям и выбытиям денежных средств по счету бюджета – соответствующими органами, организующими исполнение бюджета; по единому счету бюджета, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, и счету поступлений, распределяемых между бюджетами разных уровней, – соответствующим органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
2. Установлен определенный порядок составления квартальных и годовых форм бюджетной отчетности – балансов (2.1.–2.4.), отчетов (3.1.–3.3.), пояснительной записки (4).
2.1 Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)составляет получатель средств бюджета. Счета бюджетного учета отражаются в Балансе по двум разделам актива («Нефинансовые активы» и «Финансовые активы») и по двум разделам пассива баланса («Обязательства» и «Финансовый результат») с отражением остатков в разрезе бюджетных средств, внебюджетных средств и итогового показателя на начало года (вступительный баланс) и конец отчетного периода.
Справка к Балансу исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января. В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.
Главные распорядители и распорядители средств бюджета составляют сводный Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) на основании Балансов исполнения бюджетов главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем суммирования и консолидации остатков по разделам «Нефинансовые активы», «Финансовые активы», «Обязательства», «Финансовый результат».
В сводном Балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) главным распорядителем и распорядителем средств бюджета по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября по счету 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» отражаются суммы полученных за отчетный период денежных средств от органа, организующего исполнение бюджета, и главного распорядителя средств бюджета соответственно (кредитовый оборот счета 030404000).
2.2 Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140) составляет орган, организующий исполнение бюджета. Баланс включает два раздела: «Финансовые активы» и «Финансовый результат».
Справку к Балансу по поступлениям и выбытиям средств бюджета по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляет орган, организующий исполнение бюджета, по состоянию на 1 января. В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.
2.3 Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120)составляет орган, организующий исполнение соответствующего бюджета на основании Балансов исполнения бюджета главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503130), представленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета, и Баланса по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140) органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.
2.4 Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета
(ф. 0503150)составляет орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета. Баланс состоит из трех разделов: «Финансовые активы», «Обязательства» и «Финансовый результат».
Справку к балансу исполнения бюджета по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляет орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, по состоянию на 1 января. В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.
3.1 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) составляет получатель средств бюджета. В нем отражаются следующие показатели: доходы бюджета; расходы бюджета; источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов (с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации); объемы утвержденных бюджетных назначений по доходам бюджетов; объемы бюджетных ассигнований и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной росписью с учетом всех последующих изменений; объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета. Также показываются суммы исполненных и неисполненных бюджетных назначений соответственно по разделам отчета.
Месячный отчет об исполнении бюджета по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отдельно составляет орган, организующий исполнение бюджета.
Главные распорядители и распорядители средств бюджета составляют сводный Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) на основании Отчетов об исполнении бюджетов главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем арифметического суммирования и консолидации остатков по разделам «Доходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита бюджетов».
3.2 Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122) составляет орган, организующий исполнение соответствующего бюджета, на основании Отчетов об исполнении бюджета главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503127), представленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета путем арифметического суммирования и консолидации остатков по разделам «Доходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита бюджетов».
3.3 Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)составляет получатель средств бюджета. Отчет содержит данные о финансовых результатах бюджетной и внебюджетной деятельности получателя средств бюджета при исполнении бюджета в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления по бюджетной деятельности, а также предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Главные распорядители и распорядители средств бюджета составляют Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) на основании Отчетов о финансовых результатах деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503121), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем суммирования и консолидации показателей по разделам «Доходы», «Расходы», «Операции с нефинансовыми активами», «Операции с финансовыми активами и обязательствами», «Чистый операционный результат».
Органы, организующие исполнение бюджета, на основании данных Отчетов о финансовых результатах деятельности главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503121) составляют сводный Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) путем арифметического суммирования и консолидации показателей по разделам «Доходы», «Расходы», «Операции с нефинансовыми активами», «Операции с финансовыми активами и обязательствами», «Чистый операционный результат».
4. Пояснительную записку (ф, 0503160) оформляют главный распорядитель (распорядитель), получатель средств бюджета, орган, организующий исполнение бюджета, орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета по установленной структуре:
• общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения:
– организационная структура бюджетного учреждения (в виде схемы);
– сведения о количественном составе сети бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) в соответствии с направлением их деятельности (по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации), следует представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503161);
– система внутреннего контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности должна быть представлена характеристикой применяемых методов и достигнутых результатов в таблице;
– организация бюджетного учета в бюджетном учреждении: отразить перечень и краткое содержание документов главного распорядителя средств бюджета, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности в системе подведомственных бюджетных учреждений, а также указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов, охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета;
• результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде:
– цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной (муниципальной) политики в соответствующих сферах с правовым обоснованием осуществления каждой из приведенных функций;
– основные результаты деятельности следует отразить по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении, а также, по возможности, раскрыть используемые для их достижения ресурсы (численность работников, стоимость имущества, бюджетные расходы, объемы закупок и т.д.);
– меры по повышению эффективности использования бюджетных средств (оптимизация сети получателей бюджетных средств, повышение доли закупок на конкурсной основе, распределение бюджетных ассигнований в зависимости от объема предоставляемых услуг и их непосредственных и конечных результатов);
• анализ отчета об исполнении бюджета:
– анализ отчета об исполнении бюджета главным распорядителем средств бюджета со сведениями об изменениях бюджетной росписи со ссылкой на правовые основания (статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона (решения) о соответствующем бюджете), объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам за отчетный период;
– анализ исполнения бюджета с указанием причины неисполнения бюджета в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов;
– анализ взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям) – по возможности в количественной оценке;
– анализ исполнения целевых программ, подпрограмм и отдельных их этапов, заказчиком по которым является ведомство, с указанием причин неисполнения бюджетной росписи за отчетный период;
– анализ исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода;
– анализ исполнения сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
· анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения:
– анализ показателей бухгалтерского баланса на основании сведений о движении нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам);
– анализ отчета о финансовом результате деятельности бюджетного учреждения (сопоставление показателей предыдущего отчетного периода с показателями отчетного периода); анализ отчета по поступлениям и выбытиям по счету бюджета;
• прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения (меры, принимаемые по результатам контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля, сведения о проведении инвентаризации (только по итогам года), сведения о недостачах). Также раскрываются прочие вопросы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах, но оказавшие существенное влияние на деятельность бюджетного учреждения в отчетном периоде.
Отчетность об исполнении бюджета составляется в соответствии со структурой кодов бюджетной классификации Российской Федерации, с Федеральным законом от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и на основе Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации. В аналогичном порядке отчетность составляют органы Федерального казначейства. Отчетность составляется нарастающим итогом с начала года и отражает исполнение федерального бюджета за год на территории субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Приведенные в отчетности показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждого отчета, которые определены в Инструкции № 5н. Одновременно необходимо соблюдать логическую и арифметическую увязку показателей отчетов с показателями других отчетов. В названии отчетов указывается дата, на которую составляется отчет, а также полное наименование территориального органа казначейства. Отчеты представляются в электронном и бумажном виде.
Подлинники отчетов должны соответствовать отчетам, представленным ранее в электронном виде. В подлинниках отчетов не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера казначейства с указанием даты исправления. В отчетах указываются должность, фамилия и инициалы ответственных лиц – исполнителей, номер телефона и дата составления документа. Отчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер органа казначейства, а в определенных случаях – иные должностные лица органов казначейства. Лица, подписавшие отчеты, ответственны за их достоверность, полноту и своевременность представления в вышестоящий орган казначейства.
Отчеты со сведениями, составляющими государственную тайну, составляются отдельно и представляются в Федеральное казначейство в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.
Составление годовой отчетности органов казначейства по органам исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется также по соответствующим кодам бюджетной классификации. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, представляемой в Минфин России, органы казначейства согласуют с главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета перед представлением ими годовой отчетности своему вышестоящему органу остатки финансирования на начало и конец отчетного года, объемы финансирования и кассовые расходы за отчетный год, о чем ставится отметка в оформляющей части указанных отчетов. Одновременно бюджетное учреждение или организация, получающая финансирование из федерального бюджета, представляет вышестоящему органу подлинник Справки об остатках средств, полученных из федерального бюджета, заверенной органом казначейства.
Федеральное казначейство контролирует правильность составления отчетности об исполнении федерального бюджета и принимает решение о ее приеме или об отказе в приеме. В обоих случаях направляется соответствующее уведомление. В случае отказа в приеме отчетности устанавливается время на устранение недостатков.