Отчетность об исполнении бюджетов

ТЕМА 6. СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Единая методология отчетности об исполнении бюджетов всех уровней устанавливается Правительством Российской Феде­рации.

С 01.01.05 г. вступила в действие Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Министерства финансов Россий­ской Федерации от 26.08.04 г. № 70н. Она устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета – бухгалтерского учета в орга­нах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюд­жетных учреждениях. Кроме того, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и допол­нениями), бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная учетная политика реализуется через:

• план счетов бюджетного учета;

• порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации на счетах бюджетно­го учета;

• корреспонденцию счетов бюджетного учета;

• порядок отражения органами, осуществляющими кассовое об­служивание исполнения бюджетов, операций по кассовому об­служиванию исполнения бюджетов на счетах бюджетного уче­та. При этом органы ведут Журнал по прочим операциям, дан­ные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

К основным задачам бухгалтерского учета исполнения федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов относятся:

• формирование полной и достоверной информации об испол­нении федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации и местных бюджетов;

• обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

• обеспечение составления необходимой отчетности для испол­нительных и представительных (законодательных) органов власти соответствующего уровня;

• обеспечение информацией, необходимой иным внутренним и внешним пользователям.

Объектами бухгалтерского учета исполнения федерального бюд­жета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов являются:

• доходы и расходы бюджета, доходы и расходы средств, полу­ченных от предпринимательской и иной деятельности;

• денежные средства бюджета на счетах в кредитных организациях;

• бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные обязательства бюджета;

• источники финансирования дефицита бюджета;

• обязательства по предоставленным средствам из бюджета на возвратной основе;

• расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;

• результаты исполнения бюджета.

Бухгалтерский учет ведется специальными подразделениями органов Федерального казначейства. Все операции оформляются документально, а полученная информация обобщается и отража­ется на счетах бухгалтерского учета, после чего осуществляются бухгалтерские проводки и заполняются регистры бухгалтерского учета (в том числе Главная книга). По окончании отчетного пери­ода на их основе формируется бухгалтерский баланс, характеризу­ющий общее финансовое положение по результатам исполнения бюджета отчетного года и прошлых лет с приложением отчета об исполнении бюджета. Последний утверждается Министерством финансов Российской Федерации и отражает кассовое исполнение бюджета отчетного года в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

На основе данных бухгалтерского учета исполнения федераль­ного бюджета формируется отчетность об исполнении бюджета. В соответствии со ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляет уполномоченный исполнительный орган. В установленном поряд­ке он представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответству­ющий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Порядок предоставления информации представительным ор­ганам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответ­ствующих представительных органов.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности отражен в Инструкции, утверж­денной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.05 г. № 5н. Бухгалтерский учет операций по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов Российской Федерации и местных бюджетов ведется по еди­ному плану счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.

Органы государственной власти, органы управления государ­ственных внебюджетных фондов, органы управления территори­альных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; ор­ганы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществля­ющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют и представляют на утверждение годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам документов согласно приложению № 1 к Инструкции № 5н (таблице 7). В письме Министерства финансов Российской Феде­рации от 06.09.05 г. № 42-7.1-01/2.4-250 разъяснены особенности представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Фе­деральное казначейство.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителя­ми, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами организующими исполнение бюджетов, органами, осуществля­ющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следу­ющие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; годовая – на 1 января года, следующего за отчетным; месячная – на первое число месяца, следующего за отчетным.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организу­ющие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнитель­ные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчет­ности, отражающие специфику деятельности распорядителей, по­лучателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание ис­полнения бюджетов.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных но­сителях информации.

Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.


Таблица 7 – Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и сроки ее проведения

Наименование представляемого документа Код формы по ОКУД Субъект бюджетных отношений, которому представляется документ
Годовая1, квартальная2 месячная
       
Получатель средств бюджета
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ     ГРСБ (РСБ)
Отчет о финансовых результатах деятельности     ГРСБ (РСБ)
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ   05031273 ГРСБ (РСБ) (годовая). ООИБ (квартальная)
Пояснительная записка     ООИБ
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета     ООИБ
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ     ООИБ
Справка по внутренним расчетам     ООИБ
Распорядитель средств бюджета
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный)     ГРСБ
Отчет о финансовых результатах деятельности (сводный)     ГРСБ
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный)   05031273 ГРСБ
Пояснительная записка (сводная)     ГРСБ
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (сводная)     ГРСБ
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (сводная)     ГРСБ
Справка по внутренним расчетам ПСБ (сводная)     ГРСБ
Главный распорядитель средств бюджета
Баланс исполнения бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ     ООИБ
       
Отчет о финансовых результатах деятельности     ООИБ
Отчет об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (сводный)   05031273 ООИБ
Пояснительная записка (сводная)     ООИБ
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (сводная)     ООИБ
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета     ООИБ
Справка по внутренним расчетам ПСБ     ООИБ
Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета
Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета     ООИБ. Вышестоящий орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета
Пояснительная записка    
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях    
Справка по внутренним расчетам    
Орган, организующий исполнение бюджета
Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета      
Пояснительная записка      
Баланс исполнения бюджета (консолидированный, на основании Балансов ГРСБ (РСБ) (ф. 0503130) и Балансов по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140))     Орган, организующий исполнение МБ, передает ООИБ субъекта РФ ООИБ субъекта РФ, ЗАТО, передает органу, организующему исполнение ФБ Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ

       
Пояснительная записка (сводная, на основании сводных пояснительных записок ГРСБ и пояснительной записки ООИБ)      
Отчет о финансовых результатах деятельности    
Отчет об исполнении бюджета (сводный, на основании отчетов об исполнении бюджетов ГРСБ)    
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ    
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях    
Месячный отчет об исполнении бюджета (консолидированный, на основании Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123), сводных Справок по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) ГРСБ, сводных Отчетов об исполнении бюджета ГРСБ (РСБ), ПСБ (ф. получающих бюджетные средства на счетах в банках), сводный Справок об остатках денежных средств на банковских счетах ПСБ (ф. 0503126)     Орган, организующий исполнение МБ, передает ООИБ субъекта РФ ООИБ субъекта РФ, ЗАТО, передает органу, организующему исполнение ФБ РФ Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ
Месячный отчет об исполнении бюджета (консолидированный, на основании Месячных отчетов об исполнении бюджета (ф. 0503128) органа, организующего исполнение ФБ РФ; ООИБ субъектов РФ и ЗАТО     Орган, организующий исполнение ФБ РФ, передает Минфину РФ

1 Представляется на 1 января года, следующего за отчетным.

2 Представляется на 1 апреля, 1 июля, 1октября.

3 Составляется получателями бюджетных средств, получающими бюджетные средства на счетах в банках.

ООИБ – орган, организующий исполнение бюджета.

ГРСБ – главный распорядитель средств бюджета.

РСБ – распорядитель средств бюджета.

ПСБ – получатель средств бюджета.

ФБ – федеральный бюджет.

МБ – муниципальный бюджет.


Если бюджетный учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалте­рией), бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель глав­ного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осущест­вляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руко­водитель специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущей бюджетный учет.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолиди­рованной) составляется на основе данных Главной книги. До со­ставления бюджетной отчетности сверяются обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации.

Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции № 5н. Если данные по отдельным показателям не имеют числового зна­чения, в соответствующих графах ставятся прочерки. Если в со­ответствии с нормативными правовыми документами по бюджет­ному учету показатель имеет отрицательное значение, этот пока­затель в бюджетной отчетности отражается со знаком «минус». Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с на­чала года в рублях с точностью до второго десятичного знака пос­ле запятой.

При составлении бюджетной отчетности необходимо знать осо­бенности заполнения форм документов.

1. Порядок составления ежемесячной справочной бюджетной от­четности следующий:

1.1 Справка об остатках денежных средств на банковских счетах
получателя средств бюджета (ф. 0503126)составляется получателем средств бюджета на основании данных, отраженных на забалансо­вых счетах 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения» путем арифметического расчета разницы меж­ду указанными счетами в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления по счету 030404000 «Внут­ренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Остаток по Справке, представляемой получателем средств бюджета главному распорядителю (рас­порядителю) средств бюджета, должен быть удостоверен: на отчетную дату, кроме 1 января, – выпиской со счета кредитного учреждения; по состоянию на 1 января – подписями руководите­ля и главного бухгалтера и оттиском печати банка.

Главный распорядитель (распорядитель) составляет сводную Справку об остатках денежных средств на банковских счетах по­лучателя средств бюджета (ф. 0503126) путем арифметического суммирования остатков, отраженных в Справках об остатках де­нежных средств на банковских счетах получателя средств бюдже­та (ф. 0503126), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета, а также в Справке об остатках денежных средств на банковских счетах по­лучателя средств бюджета (ф. 0503126) по своим банковским сче­там, составленной в порядке, установленном для получателя средств бюджета.

1.2 Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125)составляется главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета на основании данных, отраженных на отчетную дату на соответствующих счетах счета 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют Справку по внутренним расчетам (ф. 0503125) на основании данных, отраженных на отчетную дату на соответствующих счетах счетов 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов», 021200000 «Внут­ренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюдже­тов», 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание ис­полнения бюджетов», 030900000 «Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов».

В целях осуществления контроля за соответствием показателей по операциям, связанным с межбюджетными отношениями, глав­ные распорядители средств федерального бюджета представляют Справку о перечислении средств из бюджета по разделу 11 «Меж­бюджетные трансферты» с расшифровкой кассовых расходов в разрезе наименований субъектов Российской Федерации и пока­зателей бюджетной классификации Российской Федерации.

1.3 Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129)составляется получателем средств бюджета ежемесяч­но на основании оправдательных документов, подтверждающих операции по доходам, расходам, источникам финансирования де­фицита бюджетов, исполненные минуя банковские счета и отра­женные на соответствующих счетах счетов 040101100 «Доходы уч­реждения», 040102100 «Доходы резервного фонда», 040101200 «Рас­ходы учреждения», 040102200 «Расходы резервного фонда».

Главный распорядитель (распорядитель) составляет сводную Справку по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) путем суммирования остатков, отраженных в Справках по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета.

1.4 Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128)состав­ляется органом, организующим исполнение бюджета, ежемесячно на основании Главной книги, сводных Справок по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129), сводных Отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (сводных по отчетам по­лучателей бюджетных средств, получающих бюджетные средства на счета в банках), представленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета.

В месячном отчете об исполнении бюджета органом, организу­ющим исполнение бюджета, отражаются следующие показатели:

• доходы бюджета;

• расходы бюджета;

• источники внутреннего и внешнего финансирования дефици­тов бюджетов (с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации);

• объемы утвержденных бюджетных назначений по доходам бюджетов; объемы бюджетных ассигнований и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюд­жетной росписью с учетом всех последующих изменений, оформленных в установленном порядке, на основании данных посоответствующим счетам счета 050301000 «Бюджетные ас­сигнования»;

• объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на основании данных по соответствующим счетам счета 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств». Также показываются суммы исполненных и неисполненных бюджетных назначений соответственно по разделам отчета.
Месячный отчет об исполнении бюджета по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отдельно составляет орган, организующий исполнение бюджета.

1.5 Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123)со­держит данные о движении денежных средств на счетах бюджетов, на едином счете бюджета, открытом в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также на счете по­ступлений, распределяемых между бюджетами разных уровней. Отчет составляется на основании данных Главной книги по кассо­вым поступлениям и выбытиям денежных средств по счету бюд­жета – соответствующими органами, организующими исполнение бюджета; по единому счету бюджета, открытому в органе, осущест­вляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, и счету поступлений, распределяемых между бюджетами разных уров­ней, – соответствующим органом, осуществляющим кассовое об­служивание исполнения бюджета.

2. Установлен определенный порядок составления квартальных и годовых форм бюджетной отчетности – балансов (2.1.–2.4.), отче­тов (3.1.–3.3.), пояснительной записки (4).

2.1 Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распо­рядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)составляет по­лучатель средств бюджета. Счета бюджетного учета отражаются в Балансе по двум разделам актива («Нефинансовые активы» и «Финансовые активы») и по двум разделам пассива баланса («Обяза­тельства» и «Финансовый результат») с отражением остатков в разрезе бюджетных средств, внебюджетных средств и итогового показателя на начало года (вступительный баланс) и конец отчет­ного периода.

Справка к Балансу исполнения бюджета главного распоряди­теля (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляется получателем средств бюджета по состоянию на 1 ян­варя. В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установ­ленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заклю­чительных операций, и заключительные записи по закрытию сче­тов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.

Главные распорядители и распорядители средств бюджета со­ставляют сводный Баланс исполнения бюджета главного распоря­дителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) на основании Балансов исполнения бюджетов главного распоря­дителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем суммирования и консоли­дации остатков по разделам «Нефинансовые активы», «Финансо­вые активы», «Обязательства», «Финансовый результат».

В сводном Балансе исполнения бюджета главного распоряди­теля (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) главным распорядителем и распорядителем средств бюджета по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября по счету 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распо­рядителями) и получателями средств» отражаются суммы получен­ных за отчетный период денежных средств от органа, организую­щего исполнение бюджета, и главного распорядителя средств бюд­жета соответственно (кредитовый оборот счета 030404000).

2.2 Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140) составляет орган, организующий исполнение бюдже­та. Баланс включает два раздела: «Финансовые активы» и «Финан­совый результат».

Справку к Балансу по поступлениям и выбытиям средств бюд­жета по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансо­вого года составляет орган, организующий исполнение бюджета, по состоянию на 1 января. В справке показываются обороты, об­разовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансо­вого года.

2.3 Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120)составляет орган, организующий исполнение соответствующего бюджета на основании Балансов исполнения бюджета главных распорядителей (рас­порядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503130), представ­ленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета, и Баланса по поступлениям и выбытиям средств бюдже­та (ф. 0503140) органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.

2.4 Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета
(ф. 0503150)составляет орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета. Баланс состоит из трех разделов: «Финансовые активы», «Обязательства» и «Финансовый резуль­тат».

Справку к балансу исполнения бюджета по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляет орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, по состоянию на 1 января. В справке показываются обороты, образо­вавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим за­крытию в установленном порядке по состоянию на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансо­вого года.

3.1 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (рас­порядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) составляет получатель средств бюджета. В нем отражаются следующие пока­затели: доходы бюджета; расходы бюджета; источники внутренне­го и внешнего финансирования дефицитов бюджетов (с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации); объ­емы утвержденных бюджетных назначений по доходам бюджетов; объемы бюджетных ассигнований и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной росписью с уче­том всех последующих изменений; объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета. Также показыва­ются суммы исполненных и неисполненных бюджетных назначе­ний соответственно по разделам отчета.

Месячный отчет об исполнении бюджета по средствам, полу­ченным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отдельно составляет орган, организующий исполнение бюджета.

Главные распорядители и распорядители средств бюджета со­ставляют сводный Отчет об исполнении бюджета главного распо­рядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) на основании Отчетов об исполнении бюджетов главного распо­рядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127), составленных и представленных соответственно рас­порядителями и получателями средств бюджета путем арифмети­ческого суммирования и консолидации остатков по разделам «До­ходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита бюд­жетов».

3.2 Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122) составляет орган, организующий исполнение соответствующего бюджета, на осно­вании Отчетов об исполнении бюджета главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503127), пред­ставленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета путем арифметического суммирования и консолидации остатков по разделам «Доходы», «Расходы», «Источники финан­сирования дефицита бюджетов».

3.3 Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)составляет получатель средств бюджета. Отчет содержит данные о финансовых результатах бюджетной и внебюджетной деятельности получателя средств бюджета при исполнении бюджета в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управ­ления по бюджетной деятельности, а также предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Главные распорядители и распорядители средств бюджета составляют Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) на основании Отчетов о финансовых результатах дея­тельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503121), составленных и представленных со­ответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем суммирования и консолидации показателей по разделам «Доходы», «Расходы», «Операции с нефинансовыми активами», «Операции с финансовыми активами и обязательствами», «Чистый операционный результат».

Органы, организующие исполнение бюджета, на основании данных Отчетов о финансовых результатах деятельности главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета (ф. 0503121) составляют сводный Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) путем арифметического суммирования и консолидации показателей по разделам «Доходы», «Расходы», «Операции с нефинансовыми активами», «Операции с финансо­выми активами и обязательствами», «Чистый операционный ре­зультат».

4. Пояснительную записку (ф, 0503160) оформляют главный рас­порядитель (распорядитель), получатель средств бюджета, орган, организующий исполнение бюджета, орган, осуществляющий кас­совое обслуживание исполнения бюджета по установленной струк­туре:

• общие вопросы организации деятельности бюджетного учреж­дения:

– организационная структура бюджетного учреждения (в виде схемы);

– сведения о количественном составе сети бюджетных учрежде­ний, подведомственных главному распорядителю (распоряди­телю) в соответствии с направлением их деятельности (по раз­делам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации), следует представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503161);

– система внутреннего контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях, а также пра­вильным ведением бухгалтерского учета и отчетности должна быть представлена характеристикой применяемых методов и достигнутых результатов в таблице;

– организация бюджетного учета в бюджетном учреждении: отра­зить перечень и краткое содержание документов главного рас­порядителя средств бюджета, регулирующих вопросы бухгал­терского учета и отчетности в системе подведомственных бюд­жетных учреждений, а также указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов, охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета;

• результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде:

– цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытека­ющие из них направления деятельности (функции) бюджетно­го учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нор­мативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной (муниципальной) по­литики в соответствующих сферах с правовым обоснованием осуществления каждой из приведенных функций;

– основные результаты деятельности следует отразить по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении, а также, по воз­можности, раскрыть используемые для их достижения ресурсы (численность работников, стоимость имущества, бюджетные расходы, объемы закупок и т.д.);

– меры по повышению эффективности использования бюджет­ных средств (оптимизация сети получателей бюджетных средств, повышение доли закупок на конкурсной основе, рас­пределение бюджетных ассигнований в зависимости от объема предоставляемых услуг и их непосредственных и конечных ре­зультатов);

• анализ отчета об исполнении бюджета:

– анализ отчета об исполнении бюджета главным распорядителем средств бюджета со сведениями об изменениях бюджетной рос­писи со ссылкой на правовые основания (статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона (решения) о соответ­ствующем бюджете), объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам за отчетный период;

– анализ исполнения бюджета с указанием причины неисполне­ния бюджета в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов;

– анализ взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направле­ниям деятельности (основным функциям) – по возможности в количественной оценке;

– анализ исполнения целевых программ, подпрограмм и отдель­ных их этапов, заказчиком по которым является ведомство, с указанием причин неисполнения бюджетной росписи за отчетный период;

– анализ исполнения текстовых статей закона (решения) о бюд­жете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчет­ного периода;

– анализ исполнения сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно­сти;

· анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения:

– анализ показателей бухгалтерского баланса на основании све­дений о движении нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам);

– анализ отчета о финансовом результате деятельности бюджет­ного учреждения (сопоставление показателей предыдущего от­четного периода с показателями отчетного периода); анализ отчета по поступлениям и выбытиям по счету бюджета;

• прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения (меры, принимаемые по результатам контрольных мероприятий орга­нов государственного финансового контроля, сведения о про­ведении инвентаризации (только по итогам года), сведения о недостачах). Также раскрываются прочие вопросы, не нашед­шие отражения в предыдущих разделах, но оказавшие сущест­венное влияние на деятельность бюджетного учреждения в от­четном периоде.

Отчетность об исполнении бюджета составляется в соответ­ствии со структурой кодов бюджетной классификации Российской Федерации, с Федеральным законом от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и на ос­нове Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации. В аналогичном порядке отчет­ность составляют органы Федерального казначейства. Отчетность составляется нарастающим итогом с начала года и отражает испол­нение федерального бюджета за год на территории субъектов Рос­сийской Федерации или муниципальных образований.

Приведенные в отчетности показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждого от­чета, которые определены в Инструкции № 5н. Одновременно необходимо соблюдать логическую и арифметическую увязку показателей отчетов с показателями других отчетов. В названии от­четов указывается дата, на которую составляется отчет, а также полное наименование территориального органа казначейства. От­четы представляются в электронном и бумажном виде.

Подлинники отчетов должны соответствовать отчетам, пред­ставленным ранее в электронном виде. В подлинниках отчетов не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправ­ление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бух­галтера казначейства с указанием даты исправления. В отчетах указываются должность, фамилия и инициалы ответственных лиц – исполнителей, номер телефона и дата составления докумен­та. Отчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер органа казначейства, а в определенных случаях – иные должностные лица органов казначейства. Лица, подписавшие отчеты, ответственны за их достоверность, полноту и своевременность представления в вышестоящий орган казначейства.

Отчеты со сведениями, составляющими государственную тайну, составляются отдельно и представляются в Федеральное казначей­ство в порядке, установленном законодательством о государствен­ной тайне.

Составление годовой отчетности органов казначейства по орга­нам исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется также по соответствующим кодам бюджетной классификации. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности глав­ных распорядителей средств федерального бюджета, представля­емой в Минфин России, органы казначейства согласуют с главны­ми распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета перед представлением ими годовой отчет­ности своему вышестоящему органу остатки финансирования на начало и конец отчетного года, объемы финансирования и кассовые расходы за отчетный год, о чем ставится отметка в оформляющей части указанных отчетов. Одновременно бюджетное учреждение или организация, получающая финансирование из федерального бюджета, представляет вышестоящему органу подлинник Справки об остатках средств, полученных из федерального бюджета, заве­ренной органом казначейства.

Федеральное казначейство контролирует правильность состав­ления отчетности об исполнении федерального бюджета и прини­мает решение о ее приеме или об отказе в приеме. В обоих случаях направляется соответствующее уведомление. В случае отказа в при­еме отчетности устанавливается время на устранение недостатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: