Тема 4. Учет основных средств

Цель занятия - овладеть методикой учета операций с основными средствами.

Методические указания. В целом организация учета основных средств (документальное оформление поступления и выбытия основных средств, построение аналитического учета, методы оценки) в бюджетных учреждениях аналогична учету в предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность. Вместе с тем имеются определенные особенности, которые должны освоить студенты в процессе изучения темы.

Для учета основных средств в бюджетных учреждениях предназначен счет 010100 000 "Основные средства", к которому выделено 10 счетов аналитического учета по видам основных средств. Операции с основными средствами подразделяются на две группы: 1) операции, увеличивающие стоимость активов; 2) уменьшающие стоимость активов. От характера совершенной операции зависят три последних знака в номере бухгалтерского счета. Так, операции, увеличивающие стоимость основных средств, кодируются числом 310 в номере счета. Операции, уменьшающие стоимость основных средств, - числом 410.

Все затраты, связанные с приобретением, строительством, модернизацией основных средств первоначально аккумулируются на дебете счета 0 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», а впоследствии принимаются к учету в качестве объекта основных средств:

Дт 0 101 00 310 «Основные средства» (00 - соответствующий аналитический счет) Кт 0 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства». Перечень затрат, включаемых в первоначальную стоимость объекта основных средств, регламентирован п.п. 12 - 13 Инструкции по бюджетному учету [3].

При выбытии основных средств (продажа, ликвидация) производится запись: Дт 0 104 04 410 «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации» (на сумму начисленной амортизации)

Дт 0 401 01172 «Доходы от реализации активов» (на сумму остаточной стоимости) Кт 0 101 00 410 «Основные средства» (00 - соответствующий аналитический счет). Студенты должны изучить порядок начисления и отражения в бюджетном учете амортизации основных средств, который зависит от первоначальной стоимости основ­ных средств:

- по объектам ОС стоимостью до 1000 руб. амортизация не начисляется,

- стоимостью от 1000 до 10000 руб. амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;

- стоимостью свыше 10000 руб. амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Начисление амортизационных отчислений отражается бухгалтерской записью: Дт 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и немат. активов» Кт 0 104 04 410 «Уменьшение стоимости основ, средств за счет амортизации». В процессе занятия студенты должны освоить порядок заполнения Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в котором ведется синтетический учет операций с основными средствами.

Задание 1. По приведенным ниже хозяйственным операциям определить корреспонденции счетов.

Задание 2. Операции отразить в соответствующих Журналах операций, подсчитать обороты за месяц и вывести остатки по счетам в Главной книге.

№ п/п Содержание операции Сумма, руб. Корреспондирующие счета
дебет кредит
1. Приобретен компьютер в салоне «САНИ» (в том числе НДС 3813,68 руб.) за счет бюджетных средств (суммы определить) 25000,80    
2. Компьютер введен в эксплуатацию      
3. Поступило оборудование от ЗАО «Интел» (в т.ч. НДС - 18000 руб.) за счет бюджетных средств      
4. Доставку основного средства осуществила транспортная организация ООО «Ралли» (в т.ч. НДС-610 руб.)      
5. Оборудование введено в эксплуатацию (сумму определить)      
6. За счет средств от предпринимательской деятельности приобретен спортивный инвентарь в магазине «Спорттовары» на сумму 9440 руб. (в т.ч. НДС - 1440 руб.) (суммы определить)      
7. Отражены затраты по доставке спортивного инвентаря на сумму 590 руб. (в т.ч. НДС - 90 руб.) (суммы определить)      
8. Произведены расчеты с организацией-контрагентом за спортивный инвентарь      
9. Произведены расчеты с транспортной организацией ООО «Ралли» за доставку спортивного инвентаря      
10. Инвентарь введен в эксплуатацию (сумму определить)      
11. Начислена амортизация (сумму определить)      
12. Использованы строительные материалы в строительстве нежилого помещения      
13. Выставлен счет строительной организацией ОАО «Стройком-плекс» на стоимость произведенных работ по строительству нежилого помещения за счет бюджетных средств      
14. В результате инвентаризации было обнаружено неучтенное на балансе учреждения оборудование      
15. Нежилое помещение введено в эксплуатацию      
16. Приобретен хозяйственный инвентарь в магазине «Хозтовары» за счет бюджетных средств на общую сумму 855 руб., в т.ч. НДС~135руб      
17. Введен в эксплуатацию хозяйственный инвентарь      
18. Списана стоимость хозяйственного инвентаря      
19. Начислена амортизация по транспортным средствам      
20. Учреждение ликвидировало оборудование, приобретенное за счет бюджетных средств первоначальной стоимостью 32850 руб.: - списана сумма начисленной амортизации - списана остаточная стоимость оборудования (сумму определить) - оприходованы запасные части      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: