В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное),
Атман (совершенный дух),
Пракрити (природа),
сансара (течение изменчивой жизни),
карма (судьба-воздаяние, груз грехов и духовных достижений),
дхарма (долг),
мокша-нирвана (освобождение от суетного, слияние атмана с брахманом).
Здесь главная проблема – достижение вечного через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.
Основные черты: местицизм, мифологизм, малологика,гносеология(учение о познании)
Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.
Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.
|
|
3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний:1.правильные взгляды,2.правильное стремление,3.правильная речь,4.правильное поведение,5.правильный образ жизни,6.правильная вера,7.правильные помыслы,8.правильное созерцание), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).
ортодоксальных школ: джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы),адживика.