Приступая к педагогическому исследованию, из всего изменчивого, сложного, многогранного педагогического процесса (который доступен только педагогической науке в целом) необходимо вычленить только какую-то область и определить ее точные границы. При этом нельзя утрачивать внимание к педагогическому процессу как к целому. И самое простое, и самое сложное исследование должно начинаться с ясно сформулированной проблемы.
Часто неудовлетворительные результаты исследовательской работы заложены уже в первой фазе - формулировке проблемы. Что же такое научная проблема? Сегодняшние знания не дают на этот вопрос точного ответа. Ясно одно: соответствующая теоретическая или практическая деятельность должна привести к новым знаниям. Сформулировать проблему - значит выйти за пределы известного, познанного в область того, что должно быть познано. Речь идет не только о незнании, а прежде всего об осознании того, что мы чего-то не знаем. Наиболее проблемными в наши дни являются в общем виде следующие вопросы:
- частные методики обучения;
- исследования в области воспитания как целостного процесса (по ступеням возрастного развития и по отдельным его аспектам);
- обоснование системы оптимального построения и совершенствования педагогического образования;
- дошкольное образование и воспитание;
- прогнозирование развития системы образования;
- проблемы педагогики малокомплектной сельской школы.
Выбор проблемы исследования - очень важная и трудная фаза любой научной работы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности, на которую иногда уходит больше времени, чем на собственно исследовательскую работу.
На данном этапе определяется тема и формируется проблема исследования. Это не одно и то же.
Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема, характер, иногда может касаться ряда наук, из которых каждая рассматривает тему в разных аспектах. Такой общей темой может быть «Модернизация обучения в современной школе». В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Это означает, что на фоне общей концепции (системы взглядов, видения) педагогического процесса исследуется какой-либо определенный аспект, например:
- проблемное обучение;
- влияние воздействия слухового и зрительного анализаторов на понимание и усвоение учебного материала на уроках иностранного языка;
- интеграция проблемного и интегрированного обучения.
Научная работа начинается с формулировки проблемы, которую нужно решить. Но этому предшествует изучение литературы в избранной области исследования, выяснение, какие вопросы уже решены и на какие предстоит ответить.
Проблема рождается из накопленных знаний о незнании.
Формулировка проблемы предполагает и выяснение путей, методов решения ее. В постановке проблемы уже содержится цель исследования. В процессе исследования цель может развиваться, обогащаться, но ее сущность остается той же, пока проблема не будет решена. От правильности формулировки проблемы и целей исследования зависит и ее результат. Поэтому формулирование проблемы является одним из важнейших этапов исследования.
Следующий этап - составление библиографии и целенаправленное изучение проблемы в различных ее аспектах по журнальным статьям, монографиям и другим видам публикаций. Исследователь изучает проблему в историческом разрезе и делает ее должное обоснование.
Одновременно с формулированием проблемы выявляется главное направление исследования, его ведущая идея. Она определяет, в каком направлении будет развиваться изучение проблемы и как будет сформулирована гипотеза.
Более глубоких результатов достигают те исследователи, которые с самого начала ставят своей целью изучить условия изучаемых явлений, вскрыть функциональные отношения.
Педагогические явления сложны, поэтому речь должна всегда идти не об одном, а о множестве условий. Например, Г. Павлович на основе своего исследования обнаружил яркое проявление акселерации и одновременно плохое использование ее школой для развития учащихся. Чтобы вскрыть факторы, которые способствуют акселерации, а также факторы, оказывающие на нее отрицательное воздействие, Павлович провел детальный анализ ряда условий, связанных с психологическими, социальными и педагогическими аспектами жизни детей.
Гипотеза является важным элементом движения познания к новым открытиям. Она возникает на основании известных знаний, но выходит за их пределы. В переводе с греческого гипотеза дословно означает «предположение».
«Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».