Руководителем группы АПТ (ведущим, фасилитатором) может быть специалист в области акмеологии, психологии развития, психологии личности, принимавший участие в аутопсихологическом тренинге в качестве участника и прошедший соответствующую целевую подготовку. Ведущий является ответственным за развитие психологического климата в группе, направляет процессы групповой динамики, предоставляет каждому участнику равные возможности для участия в тренинге. Он избегает авторитарных методов управления, подавления инициативы участников, по мере возможности сам принимает участие в упражнениях, руководит группой как бы изнутри. Обеспечивает включенность каждого участника в группу.
Основные этапы тренинга
Предварительный этап – этап подготовки аутопсихологического тренинга. На этом этапе предстоит составить программу тренинга с учетом заказа (что подлежит совершенствованию) и специфики профессиональной деятельности предполагаемых участников тренинга. По цели программы аутопсихологического тренинга можно разделить на два класса:
|
|
- Специализированный тренинг – направлен на выработку умений в определенной сфере саморазвития (например, повышение стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и экстремальности, управления временным ресурсом и т.п.).
- Универсальный тренинг – предполагает формирование базовых навыков самоуправления: в эмоциональной сфере - снятие мышечной и психической напряженности, обучение навыкам позитивного самопринятия и др.; в когнитивной сфере – обучение приемам улучшения памяти, концентрации внимания, гибкости мышления, креативности, речевой гибкости и др.; в мотивационно-смысловой сфере – обучение приемам осознания и формулирования целей, наращивания побудительности цели, личностной гибкости и др.
Формирование тренинговой группы – Группа формируется по принципам гетерогенности и проблемности. Общее количество членов группы не должно превышать 12 человек.
Основной этап проведения тренинга
Данный этап предполагает реализацию и дальнейшую конкретизацию программы; анализ каждого занятия, краткую запись; конструирование гипотез относительно участников тренинга, построение соответствующей стратегии и тактики по отношению к группе и отдельным ее участникам и т.д.