Этот способ позволяет найти счислимо-обсервованное место судна, свободное от погрешностей в учете дрейфа и течения и определить величину и направление сноса (рис. 15.9).
Рис. 15.9. Способ «исправленное крюйс-расстояние»
Пусть за 2¸4 часа до прихода на траверз точечного ориентира (ор. А) в момент было определено место судна одним из точных способов.
Если ИК и V судна не меняются, то:
1) g за 10¸15 мин. до подхода к траверзу ориентира начать измерение расстояний до него и продолжать замеры до тех пор, пока расстояния не начнут заметно увеличиваться;
2) g из полученной серии расстояний выбрать наименьшее DРкр и исправить его поправкой D DP – получим кратчайшее расстояние до ориентира Dкр;
3) g на МНК из места ориентира (ор. А) проводим дугу окружности радиусом R = Dкр, а из точки (последняя обсервация) проводим к ней касательную, которая и будет линией пути судна (П У);
4) g измеряем направление ПУ и рассчитываем:
а) при наличии только ветра – угол дрейфа a = ПУ – ИК (ГКК + DГК);
б) при наличии только течения – угол сноса b = ПУ – ИК (ГКК + DГК);
|
|
в) при наличии дрейфа и течения – угол сноса с = a + b = ПУ – ИК (ГКК + D ГК).
5) g когда направление на ориентир (ор. А) изменится на 30°¸40°, еще раз измеряем расстояние до него (DР2), замечаем , рассчитываем D2 = DP2 + D DP;
6) g радиусом R = D2 из т. А делаем засечку на линии пути: полученная точка – счислимо-обсервоанное место судна;
7) g на линии ИК (ПУ) находим счислимое место судна, измеряем направление и величину невязки:
§ направление невязки определит направление течения (КТ) – если действовало одно течение; либо направление суммарного сноса ветром и течением;
§ величина невязки в милях позволит рассчитать скорость течения uТ в узлах: , – время от последней обсервации до момента счислимо-обсервованного места ().