Главные идеи – капиталистическое отчуждение и овеществление

Франкфуртцы предлагают новый взгляд на индустриальное общество – взгляд, отличный от теорий 19 века с их идеями прогресса и пользы индустриализма для общества. Их теория основана на критике индустриального общества.

Общество, где индивидуальность, «самость» каждого отдельного человека должны быть также подчинены коллективу. Машинное производство, фабрика помогают индивиду почувствовать себя «винтиком» в системе. Отношения господства, насилия и эксплуатации рассматриваются не как отношения между классами или группами, а как укорененные в обществе в целом. Господство носит тотальный характер – это доминирование целого общества над отдельным человеком. Не только рабочий, но и сам капиталист не принадлежит себе, он служит своему капиталу. Рынок наделяет все общественные взаимодействия только экономической ценностью, взаимной выгодой. Единичный человек «сморщивается» до размеров узлового пункта конвенциональных ролей и способов функционирования, объективно от него ожидаемых: «Индустриализм овеществляет души». Масштабом оценки для человека становится самосохранение, удачное или неудачное исполнение функции, соответствие тем ожиданиям, которые ею задаются. Все, выпадающее из заданных образцов поведения, подавляется коллективом, осуществляющим надзор. Этот тотальный надзор начинается со школьной скамьи и продолжается во всех сферах деятельности.

Культура, которая всегда была сферой субъективного, также оказывается колонизованной научно-техническим разумом. Она существует как культуриндустрия, основной целью которой является подчинение человека и тотальный контроль над его сознанием не только в рабочее, но и в свободное время. Культуриндустрия выпускает стандартизированную продукцию, на все накладывается печать единообразия стиля, формы и содержания. Сфера культуры сращивается с развлечением: это приводит не только к деградации культуры, но и попыткам «одухотворить» развлечение. Целью является полное порабощение человека: развлечение – это получение удовольствия, а быть удовлетворенным – значит быть согласным. Это бегство от реальности и мыслей о сопротивлении, это признание собственного бессилия.

Развитое индустриальное общество середины 20 века – это общество, в котором возможность стать свободным социальным и экономическим субъектом полностью ликвидирована. Все становятся служащими, всем навязывается определенная манера держать себя, состоящая в постоянном демонстрировании своей пригодности для этого общества.

Результатом Просвещения (технич. прогресса) является общество, идеальное для манипулирования. Обезличенное, лишенное надежды, оно само ищет господства. Адорно, Хоркхаймер «Авторитарная личность»: это характерный для капитализма тип личности.

Т. Адорно в социологии музыки рассматривает некоторые направления музыки как моделирование процесса отчуждения.

В Диалектике просвещения история НЕ развитие разума и свободы, а наоборот – безумие (разум, сошедший с ума по причине противостояние природе) и утрата индивид.свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: