По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).
Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный, консенсуальный
Стороны договора: перевозчик — специализированная организация; пассажир — физическое лицо.
Существенные условия договора: предмет.
Предмет договора — услуга по доставке пассажира и багажа в пункт назначения.
Форма договора: простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа — багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.
Ответственность за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа
|
|
При наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщениях). В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК РФ.
Претензии и иски по перевозкам
Российское транспортное законодательство предусматривает претензионный порядок заявления требований перевозчику, то есть до подачи искового заявления в суд обязательно предъявление перевозчику письменной претензии.
Обстоятельства, служащие основанием для предъявления претензии, а затем и иска, удостоверяются коммерческими актами.
Если получен полный или частичный отказ перевозчика от удовлетворения претензии, либо ответ не получен в течение 30 дней (на воздушном транспорте — 45 дней) у владельца груза возникает право на предъявление иска. Установлен годичный срок исковой давности для удовлетворения требований клиента к перевозчику и 6 месяцев — для удовлетворения требований перевозчика к клиенту.
Срок исковой давности для требований, возникающих из причинения вреда жизни или здоровью пассажира — 3 года.
Срок исковой давности по требованиям, возникающим из перевозки груза и багажа — 1 год.