Перевозка

Сложная, муторная и обычно малознакомая студентам тематика.

Но знать ее надо. Каждому из нас потребуется это и на всякой должности.

Одним из важнейших участков торгового оборота является перевозка товара, доставка его к покупателю. При организации перевозок коммерсанту приходится решать ряд сложных задач:

1. обеспечение своевременности доставки;

2. сохранности груза;

3. снижения транспортных расходов.

Эти задачи экономические, но решаются они правовыми средствами, прежде всего на основе договорного инструментария. Решать придется это нам или по крайней мере с нашей подсказки.

Стоить мы будем ровно только, сколько мы будем знать коммерческое право.

Транспортный процесс некогда определялся торговыми обычаями. Сейчас он является сферой нормативного регулирования. Новые транспортные кодексы остались по советской традиции сводами норм, детально регламентиующих отношения по перевозке.

Это по свеому духу отраслевые, ведомственные акты. В них практически не выражаются требования рыночных отношений. Возомжности свободы договра в перевозках остаются крайне ограниченными.

То обстоятельство, что между продавцом и покупателем в качестве необходимого звена включается перевозчик предполагает особое построение связи сторон. Отношения сторон приходится урегулировать сразу несколькими видами обязательств. Единый перевозочный процесс приходится регулировать сразу несколькими видами обязательств.

Причем эти отношения протекают на разных уровнях, они являются многослойными.

Поскольку они определяются несколькими самостоятельными видами обязательств, возникает необходимость комплексно и взаимосогласованно решать в них вопросы, касающиеся доставки товаров.

Важнейшие вопрсоы перевозки должны находить решение уже в торговых договорах: купли-продажи, поставки, контрактации и других.

· В этих договорах прежде всего определяется на какой из сторон лежит обязанность доставки товара. И, соответственно, кто – продавец или покупатель, будет заключать договор с транспортной организацией на их перевозку.

· Затем, каким видом транспорта будет отгружаться товар и возможна ли замена одного вида транспорта другим.

· Обязанность использования отправителем специализированной тары и перевозочных средств. Таковы специализированные контейнеры, поддоны, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений и др.

· Предельные размеры одновременно отгружаемых партий товаров

· Установление расписаний отгрузки или интервалов времени между каждой отгрузкой (это особенно важно при отправке массовых грузов или скоропортящихся товаров).

Отправители любят сразу отгружать 3-5 машин и перевозчики охотно идут на это. А страдает грузополучатель, который не в состоянии оперативно выгрузить значительное количество, что ведет к простоям и порче.

Пугинский в свое время насмотрелся по арбитражным делам каких только диких случаев ни приходилось видеть. Попало дело, когда из Узбекистана отгрузили ранние помидоры. Железная дорога подала маршрут – 11 вагонов, ей это было удобно. И отправили в Злотоуст все 11 вагонов. Туда пришло 11 вагонов, начали их выгружать и девать помидоры не куда. Трое складов набили, холодильных емкостей нет. Портятся помидоры быстро. Сообщили Горисполкому. И он приказал – дать весы и на улице продавать. И в городе на каждого жителя (включая грудных детей) приходилось примерно 2 кг.

А почему так получилось? Потому что в договоре это не урегулировали. Ни в Узбекистане, ни в Злотоусте ни торговцев, ни юристов нет!

· Обязанность уведомления получателя телеграфом или по телефону об отправке ему товара

Это способствует улучшению организации транспортного процесса, ускорению выпуска. Казалось бы, современные предприниматели должны поумнеть. В прошлом году Пугинскому рассказывали любопытное дело. Из Греции в Новороссийск отправили апельсины. 5 авторефрижераторов пригнали, а теплоход опоздал (непогода в Греции) и прибыл на 3-е суток позднее. Простой каждого часа авторефрижераторов – очень дорого стоит. Обязанности уведомления в контракте не было указано.

Греки пили кофе и не уведомляли. И наши запросить уведомление никак не догадались. И это были чистые убытки получателя!

В соответствии с обычаями торгового оборота, практикой международной торговли, эти обязанности могут определяться сокращенно при помощи терминов, предусмотренных правилами ИНКОТЕРМС 2010 г.

Правила могут применяться и во внутреннем торговом обороте. Для этого необходима ссылка в договоре на сами правила и точное указание термина (ФОБ, СИП и т.п.).

· Следует предусматривать меры по усилению сохранности груза. Перечень используемых для этого приема велик и разнообразен, даже простейшие из них способы давать высокий эффект!

Многие значимые вопросы перевозки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем, основные моменты перевозки находят урегулирование в транспортных обязательствах.

Транспортные обязательства в свой черед распадаются на несколько видов, создавая ряд существующих на разных уровнях обязательств.

Принято выделять 3 вида обязательств:

1. Самостоятельными обязательствами определяются объемы перевозок на соответствующие периоды;

Объемы перевозок могут определяться двумя способами.

a. Прежде всего, они могут предусматриваться сторонами в договорах об организации перевозок;

Эти договоры упоминаются в 798 ГК РФ. На разных видах транспорта они имеют различное название и не одинаковое содержание.

Согласно ст. 10 УЖТ (Устава Железнодорожного Транспорта) в договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок, сроки и условия предоставления железной дорогой отправителю транспортных средств.

Уставом Автомобильного Транспорта также предусмотрено заключение организационных договоров на перевозку грузов. В них определяются годовые и месячные объемы перевозок и условия их выполнения.

На морском транспорте в соответствии со ст. 118 КТМ (этот кодекс в прежние времена входил в состав торгового уложения в качестве его второй части, сейчас стал самостоятельными актом, сохранился в его названии слово «торгового», хотят тут речь идет не только о перевозке – в некоторых странах он входит в состав торговых кодексов) заключают стороны долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов. В нем определяют объемы перевозок в навигационный период с разбивкой по месяцам и иные вопросы организации перевозки.

b. Другим инструментом определения объемов грузов является заявки или заказы грузоотправителя.

Наличие договоров об организации перевозок не освобождает грузоотправителя от предоставления заявки. На железной дороге заявка на перевозку подается отправителем за 10 дней до начала перевозки, а при отправка на экспорт или в смешанном сообщении – за 15 дней.

В заявке определяется расписание подачи вагонов или контейнеров по суткам на соответствующий период.

На автомобильном транспорте отправителем подается автоперевозчику заявка по установленной форме до 14 часов, предшествующих суток, а на междугородние перевозки – за 48 часов.

При отсутствии организационных договоров объемы перевозок целиком определяются на основании разовых заказов. Так, перевозки воздушных транспортом всегда определяются разовыми заказами. Организационных договоров вместе с заявкой или поданый отрпавителем разовый заказ создают обязательство по объему перевозок.

Они являются самостоятельным видом обязательств со свойственным ему содержанием и ответственностью.

По такому обязательству отправитель обязуется предоставить транспортное средства (вагоны, контейнеры, автомобили и т.п.) в согласованных объемах и в сроки, а отправитель обязуется отгрузить соответствующее количество груза или передать груз для погрузки перевозчику.

Ст. 793 ГК РФ говорит об ответственности за невыполнение принятой заявки или заказа на перевозку или иного договора. Заказ или заявка называются тут договором!

Это также один из видов договорных эрзаций.

Траспнортными Уставами и Коедксами установлена высокая штрафная ответственность за невыполнение объемов перевозком, перевозчкики отвечают за неподчау ТС, а грузоотправители – за неиспользование ТС.

К выполнению этих обязанностей надо относится достаточно ответственно.

2. Организационные договоры, помимо установления обязательств по объему перевозок, служат налаживанию других сторон транспортного процесса.

a. Так, в организационных договорах на ж/д транспорте определяется порядок подачи вагонов под погрузку и выгрузку. Они могут подаваться по расписанию, согласованному со станциями, через интервалы или по уведомлению. Послали телефонограмму – через 2 часа выставляют вагон.

b. Устанавливаются сроки обработки поданных вагонов.

c. Определяются размеры платы за услуги.

d. Важную роль играет установление порядка сдачи приемки – кому и где производится сдача/приемка – какому человеку по какому телефону и в каком месте (место передачи, ответственное за приемку).

Нужно место определять квалифицированно, чтобы наш вагон не поставили у последнего столба станции, где его за 15 минут обдерут так, что одни колеса останутся!

Важно определять меры по сохранности грузов – обеспечение сохранности при погрузке и выгрузке, оснащению средствами сигнализации, освещение. Нужно увеличивать уровень механизации погрузки и выгрузки! Предохранение от порчи (у нас же на половине станций никакие меры не предусматриваются – контенеры плюхают в лужи по в днище заливается грязная вода – и спросить не с кого, никто «не виноват»).

К сожалению, большинство договоров заключается по утвержденной Минтрансом шаблонной форме, что не способствует решению на основе договора важных вопросов взаимоотношений сторон.

Между тем в бланке договора есть специальный раздле (несколько линий) – они оставлены для того, чобы стороны вписывали туда условия по ситуации. Но ни юристы бизнесменов, ни транспортники не понимают этого. Возможности транспортных договор не используются для решения задач улучшения транспортного процесса.

На автотранспорте основными организационными договорами являются:

· Годовой договор на перевозку грузов (года на 3)

· И договор на централизованную перевозку грузов (стороны- автоперевозчик и клиент).

Кроме объема перевозок прописывают виды экспедиционных услуг, окаызвамых перевозчиком, согласовывается размер платы за них, определяются пункты погрузки и выгрузки и другие усвоия.

К Пугинскому как-то раз на кафедру пришел один дядя и говорит «помогите нам». Заместитель директора Строительного комбината – нужно было понять где потери у нас. У нас огромные штрафы за простой автотранспорта при погрузке и выгрузка. Расскажите – как грузите? Шлагбаум – машина въезжает за него. Там стоит металлический ящик, в нем часы и педаль. Водитель туда засовывает накладную, нажимает педаль ногой и пробивается время прибытия. Потом виляет между цехами и доезжает до цеха. Пугинский – сколько же времени при доезде до цеха? Говорит – минут 30. Как только вы пробили время прибытия начинается время простоя от погрузки. Понимаете – понимаю... Почему мы так себе этот аппарат поставили при въезде на промышленную территорию. Вот вы вернетесь на комбинат и попросите ребят ящик ломом сбить. Проинструктируйте работников цехов – чтобы они сами прописывали время прибытия и убытия машин. И время простоя раз в 5 уменьшатся, соответственно и штрафы раз в 5 уменьшатся.

Ну а нам нужно не просто заучить что-то для экзамена, а здорово запомнить. От договоров франшизы, перевозки и т.п. – мы будем получать заработную плату. Чем мы лучше знаем это дело, чем глубже мы это понимаем, тем больше мы будем в состоянии реально организоваться соответствующие процессы и кроме нас это никто не знает! Больше этому никого не учат (на других факультетах МГУ), в других ВУЗах и подавно.

11.05.2012 г.

Заканчиваем тему правового регулирования перевозок

Пугинский рассказывал нам об организационных договорах перевозки, о задачах, которые могут решаться в этих договорах.

Клиенты могут разрабатывать и закреплять в договоре оптимальные маршруты перевозки. Это касается, в основном, автотранспорта. При разработке маршрутов следует выпрямлять и сокращать пути движения, что позволяет увеличить число ездок в течение суток.

Необходимо избирать линии, наиболее безопасные для движения транспорта и удобные в отношении скорости движения. Коммерческая практика выработала немало приёмов совершенствования организации перевозок. Важно согласование в договорах графиков подачи транспорта, сто позволяет сокращать простой, дает экономию.

По требованию клиента может производиться оснащение автомобилей подъемными устройствами для погрузки и снятия грузов. Это подъемный задний борт автомобиля, мини-кран и другие.

Может предусматриваться перевозка одежды с складов в магазины на вешаллах, т.к. на штангах. Установка в кузове рам для перевозки в латках полуфабрикатов и хлебных изделий.

Перевозчик не обязан оборудовать транспорт. Если, например, нужно вывозить глинистый грунт при компании траншеи под фундаментом, а мы не указали вил автомобиля, то перевозчик может нам подать вместо бульдозера обычный легковой автомобиль.

Был случай, когда одежду доставляют в мешках, т.к. не предусмотрена доставка на вешаллах. А потом в бутике 3 дня выглаживают её утюгом.

Имеется множество других способов ускорения перевозки, повышение экономичности погрузки и выгрузки, сохранение товарного вида изделий. Из-за непонимания возможностей организационных договоров, наши предприниматели, заставляют женщин-продавцов выгружать вручную из машин товары вместо внедрения средств механизации.

Указанные вопросы невозможно урегулировать законом, т.к. это индивидуальные ситуации, требующие различного определения условий договора. Важно понимать и использовать регулятивные возможности договора для решения этих задач.

Обязательства по перевозке отдельных партий грузов. Это обязательства на каждую отдельную отправку. В данном случае мы имеем дело не собственно с договором, а с т.н. составным обязательством, где из договора двух лиц – отправителя и перевозчика – и плюс регулируемого законом факта принятия доставленного груза третьим субъектом – получателем, возникает обязательственное отношение по перевозке груза между тремя участниками.

Перевозка осуществляется на основе транспортных документов.

Наука и судебная практика рассматривают выписанные документы как способ оформления договора на перевозку груза, причем (проникнетесь!) документы транспортные не подтверждают заключение договора (потому что другого договора, кроме них не существует) – и то, что написано в законе – глупость.

Условие, указанное в транспортных документах образует содержание договора: вид груза, количество, расстояние, вид транспортного средства и другие.

Если перевозчик допустит просрочку в доставке груза и с него взыщут штраф исходя из того расстояния, который указан в накладной.

Это разновидность договорного суррогата.

На разных видах транспорта перевозка оформляется не одинаково. Пугинский просит нас знать виды транспортных документов. Многие юристы плохо представляют их себе.

Перевозка грузов оформляется составление комплекта транспортных документов.

Так, на ж/д отправитель заполняет транспортную железнодорожную накладную на вагонную, контейнерную или мелкую отправку. Это ее официальное название.

Она составляется в одном экземпляре, подписывается отправителем и вручается перевозчику. Накладная сопровождает груз и выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом.

В подтверждение заключения договора станция отдает отправителю квитанцию о приеме груза со своим штемпелем. Квитанция также составляется в одном экземпляре и имеет одинаковый номер с накладной.

У станции остается корешок документа (корешок дорожной ведомости).

Знание видов документов необходимо не только для того, чтобы квалифицированно организовать отправку, но и, скажем, для расчетов. В банке одном Пугинский консультировал. Бизнесмены были просто невежествены. Когда в банк приходит поставщик – клиент банка – и говорит – прошу зачислить деньги по аккредитиву на мой счет. Ему операционистка отказывает, потому что перечень представленных документов не соответствует указанному в аккредитиве. В аккредитиве сказано, что поставщик обязан предъявить банку, в частности, накалдную, заверенную органом транспорта. А накладной у поставщика нет и быть не может – она ушла с грузом и подтверждается прием груза в перевозке – квитанция о перевозке груза. В аккредитиве она не указана, хотя она есть самое настоящие подтверждение. Но выделывают так – подделал накладную с липовой печатью – его высмеяли и прогнали. И вот – поставщик выполнил свои обязанности, но не может получить деньги, которые лежат на счете.

Сходными документами оформляется водная перевозка. Скопировали речники устав ж/д.

Водная накладная.

Особенности – у автомобильной перевозки.

Шофер, прибывший для перевозки груза должен предъявить служебное удостоверение и путевой лист со штампом или печатью автотранспортной организации. Для дополнительного контроля можно требовать от шоферов паспорт (бывают случаи афер, мошенничества, когда вывозят груз на угнанной машине и концов не сыщешь).

Для перевозки груза отправителем оформляется транспортная накладная. Она заполняется в 4 экземплярах (под копирку) и подписывается отправителем. Прием груза к перевозке удостоверяется подписью шофера во всех 4-ых экземплярах накладной, один из которых остается у отправителя (там указаны данные об автопредприятии, об автомобиле, о шофере и его подпись), а 3 передаются шоферу.

При воздушной перевозке отправитель заполняет грузовую накладную, которую условно называют накладная отправителя.

На ее основании перевозчик выписывают свою грузовую накладную в 3-ых экземплярах.

Один экземпляр, именуемый грузовой квитанцией, вручается отправителю в подтверждение приема груза. Второй остается у авиа-перевозчика. Накладная отправителя и третий экземпляр грузовой накладной следует вместе с грузом.

Спецификой отличается оформление морской перевозки. На основании представленного отправителем отгрузочного ордера порт выписывает коносамент или морскую квитанцию (в зависимости от каботажа – от расстояния перевозки).

После погрузки груза на борт судна отправитель может потребовать выдачи ему бортового коносамента, подписанного капитаном судна в обмен на коносамент ранее выданной портом.

По желанию отправителя коносамент может выписываться в нескольких экземплярах с указанием числа экземпляров. Коносамент может выписываться с указанием определенного получателя (именной коносамент), с указанием по выдаче груза приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент), на предъявителя (коносамент на предъявителя).

Коносамент одновременно является договором перевозки и товарораспорядительным документом. Если на остальных видах транспорта накладная следует вместе с грузом, то на морском – выданный отправителю коносамент пересылается им грузополучателю.

Коносамент и груз должны встретиться в пункте назначения. Груз выдается портом назначению получателю, указанному в коносаменте, либо лицу, вручающему коносамент на предъявителя.

После выдачи груза на основании одного экземпляра коносамента утрачивают силу все остальные его экземпляры.

Отправитель обязан поместить груз в тару и упаковку соответствующие стандарту и обеспечивающие сохранность при перевозке. Вроде бы эти обыденные слова на самом деле имеют очень большое значение.

Вообще на транспорте, в уставах, «все слова написаны кровью». В чем смысл? Если при перевозке груз разлился, повредился и эксперт в пункте назначения указал, что тара соответствует стандарту, но поломка произошла при перевозке, то грузополучатель радостно бежит в АС и говорит – тара соответствует стандарту, пускай платит за подтверждение перевозчик. Но перевозчик говорит – вы не правильно читаете устав. Тара должна соответствовать стандарту, но кроме того обеспечивать сохранность при перевозке. Железная дорога не ограничивает отправителя, он может использовать тару лучше стандарт, главное, чтобы оно обеспечивало сохранность. Вот и все. В отношении с перевозчиком адвокатские трюки не проходят.

На отправителя возлагается обеспечение необходимыми вспомогательными материалами, стойками, щитами, креплениями. Об их использовании следует делать запись в накладной – наименование груза, ниже – крепежные приспособления.

Погрузка производится силами отправителя или за отдельную плату перевозчиком. На каждом виде транспорта установлены нормативные сроки для выполнения погрузочных и разгрузочных работ.

Их соблюдение учитывается в ведомости подачи и уборки вагона (на железной дороге), транспортной накладной (на автотранспорте), актах учета (на речном) и тайм-щите (на морском).

Сроки на погрузку исчисляются по истечении 2 часов с момента уведомления клиента станции о подаче вагонов.

На автотранспорте срок исчисляется с момента подачи автомобиля к пункту погрузки или выгрузки. Если он не определен, с момента прибытия автомобиля клиенту.

На морском и речном транспорте – течение срока начинается с момента подачи судна к причалу согласно графику.

О сдаче перевозки и получения товара

Тарные и штучные грузы сдаются к перевозке с указанием в накладной общего веса и количества мест. При этом транспортные организации проверяют число мест, а вес груза принимается условно по данным отправителя.

Оплата перевозки в принятом порядке (784 ГК РФ) производится отправителем до сдачи груза к перевозке.

Если оплата охранения осуществляется по окончании хранения, то тут наоборот.

Плата вносится платежными поручениями, чеками (когда это согласовано) или наличными деньгами.

Отправитель обязан проверить исправность поданного вагона, контейнера, автомобиля и его пригодность для перевозки соответствующего груза.

Различаются техническая и коммерческая исправность перевозочного средства.

Техническая – соответствие контейнера/вагона требованиям стандарта.

Коммерческая – это пригодность для перевозки определенного груза с учетом специальных свойств этого груза.

За техническую неисправность отвечает перевозчик. За коммерческую непригодность – отправитель.

Пугинский в 1968 г. начал работать Государственным Арбитром (сейчас это как федеральный судья) и одно из первых дел – было по этому правилу.

Дело было такое – грузополучателю отгрузили поросят. Их везли сутки с небольшим. Когда он вскрыл полувагон железная коробка без крыши) обнаружил, что все поросята (40 штук) погибли. Составили коммерческий акт.

Пытался получатель набросится на железную дорогу. Она говорит – ну ты чего, видишь, все 40 штук здесь, никто не убежал.

Поросятам воды не предлагами, ни поесть.

Выяснили, что на дне полувагона есть кирпичная крошка (раньше перевозили кирпичи). А под ней был слой крошки нитратного удобрения (нитрофосфора). Поросята голодные, начали лизать этот нитрофосфор и поумирали.

Вот тебе пример – вагон цел, но в коммерческом отношении полностью непригоден.

Таких ситуаций очень много.

Было у Пугинского дела, когда сахарорафинатный завод отгрузил сахар. Отправил получателю, но погрузил он его в вагон после ремонта. Все там было исправно, но вагон был свежеокрашен. И этот сахар за время движения так впитал запах керосина, что ты его хоть в землю на 7 км зарой – все-равно пахнуть будет.

Вот еще один пример – коммерческая непригодность при технической пригодности. За коммерческую непригодность отвечает грузоотправитель.

В случае несоответствия транспортного средства требованиям сохранности, отправитель обязан отказаться от использования и потребовать замены неисправного перевозочного средства исправным.

Доставленный перевозчиком груз выдается получателю, указанном в транспортном документе, а по предъявительским коносаментам – предъявителю.

Этот получатель обязан принять и вывести груз, если только законом не предусмотрена возможность отказа от его получения.

Так, на автотранспорте при городских и пригородных (на расстояние до 50 км от городской черты) перевозках, получатель вправе отказаться от принятия груза, не предусмотренного договором, либо не соответствующего договору.

Такой груз подлежит возврату отправителю.

При междугородней перевозке груз он взять обязан. Вместе с тем, перевозчик лишен возможности понудить получателя взять свой груз (даже через суд). Груз возвращается отправителю, либо реализуется на месте.

В пункте назначения груз выдаётся получателю в том же порядке, в каком он был принят к перевозке.

Согласно ст. 41 УЖТ, работники станции обязаны участвовать в проверке количества и состояния груза в случаях

· поступления груза в неисправном вагоне или контейнере,

· поступление с нарушенными пломбами отправителя или не ясными оттисками.

· когда погрузка или выгрузка производилась перевозчиком.

· Наличие признаком несохранности груза на открытом подвижном составе

Представитель станции в этих случаях вместе с получателем должен получать груз.

Тарные и штучные грузы выдаются во всех случаях по числу мест без проверки веса, сохранность содержимого проверяется только в поврежденных местах – это общее правило.

Пришло 20 коробов компьютерной техники. 1 пробит. И смотрят – так 1-19 на месте – не вскрываем. А вот 20-ый – открываем и смотрим его целостность. 19 – это взаимоотншения получателя с отправителем.

На автотранспорте груз доставелнный в исправных, закрытых автомобилях, за ненарушенными пломбами выдается без проверки. В остальным случаях, шофер и получатель совместно проверяют вес грузов, перевозчимых навалом и насыпью: вначале автомобиль с грузом взвешивают, а потом автомобиль без груза.

Тарные и штучные грузы сдаеются по счету мест.

Перевозка за пломбами, когда станция или шофер не участвуют в проверке и не несут ответственности за перевозку превратилось в массовые хищения.

Разработанные многочисленные приемы проникновения к грузу без внешних нарушений пломб. Когда-то у Пугинского была целая коллекция таким приемов (из уголовных дел).

Когда-то приехал Пугинский на разрушенную площадку. Зачем вы случаешет этих отправителей – хотите покажем, как можено в контейнер пролезть, ничего не нарушая. Подгоняют кран, краном за задние уши, кран поднимают, груз навалиевается на переднюю часть контейнера, дверь отходит, и в щель можно рукой что-нибудь украсть.

В случае поступления груза за пломбами важно иметь проверять исправность вагона или контейнера, отсутствие повреждений и признаков доступа к грузу. Даже номер вагона должен сличаться с данными накладной! А не просто «пропускаться» мимо глаз.

Пугинский возился с делом, когда база обслуживающая 4-ое главное управление (с Кремлем связано) – получили контейнер. Там по накладной должен быть томограф. Когда его открыли – вместо тамографа были металлические для светильника полоски. Станция собрала их – положила в контейнер и приложила неверную накладную. Но в накладной указан один номер – а на контейнере другой (они его замазали и написали новый).

Получатель решил проблему силовым путем. Либо вы нам заплатите, либо мы вашего министра и замминистра в поликлинику пускать не будем.

Пломбы должны срезаться по середине нити, или проволоки (как веревка у повешенного посередине срезается) и закрепляетс в специальной раме с указанием номера накладной, даты и фамилии лиц, для возможнсоти передаче на экспертизу.

Участие в перевозчика в приемки и выдаче груза резко снижается число хищений.

784, 793 – предусмотрена возможность заключения соглашения между отправителем и перевозчиком, направленные на повышение ответственности за сохранность груза в том числе установление обязанности выдачи с участием перевозчика в проверке.

Но на практике такие соглашения практически не встречается. Это объясняется неподготовленностью фирм и юристов к договорной работе, а также нежеланием перевозчиков брать на себя дополнительную ответственность. Ну и бездарными формулировками закона – «возможность» заключения перевозчиком этих соглашения. Да разве будет перевозчик согласен на это?!

Как бы вы записали соответствующие требования – нужно писать так – «обязан по требованию отправителя и получателя подписать подобное соглашение».

Факт несохранности удостоверяется коммерческим актом, составленным станицей, портом, авиапредприятием. Коммерческий акт составляется в 3 экземплярах на бланке, подписывается должностными лицами транспортной организации и заверяется ее штампом.

Коммерческий акт – это доказательство prima facio. При несоставлении акта его крайне трудно, а нередко невозможно, компенсировать другими документами.

В случае отказа в составлении акта, подается жалоба на железной дороге в отделение или филиал дороги.

На других видах транспорта – начальнику транспортной организации. Жалоба подается до вывоза груза и не позднее 3 дней с момента выявления оснований. По скоропортящимся грузам – суточный срок.

В жалобе указываются обстоятельства нарушения и размер ущерба.

Надлежаще поданная жалоба приравнивается к коммерческому акту, заменяет. Но только «надлежаще» - 3 дня – начальнику – с указанием обстояельств.

Это касается и граждан по пассажирским перевозкам и перевозкам багажа. Пугинский как-то раз в ФРГ ездил с замминистрами юстиции и т.п. Человек 20 было. Получились, летят обратно. Самолет Lufthansa, бизнес-класс, полный комфорт, Пугинский расслабился. Через час слышит топотню, где остальные члены группы. Притопали к Пугинскому. Говорят, ЧП случилось. Одна дама сдавала багаж. Она его (чемодан) поставили на элеватор для рентгеновского просмотра, а сама в это время болтала с подругой, а с обртной стороны – не взяла чамодан. Хватились они, что чемодан не оформлен только на высоте. Сказал Борис Иванович – садитесь и пишете. Начальнику аэропорта Шереметьево, рейс такой-то, пропал чемодан. Такие-то были вещи, общей стоимостью до такой-то стоимости (побольше пишите). И пишите второй экземпляр. Как только прилетите – сразу к начальнику аэровокзала. Пусть он вам штемпель поставит на вашем экземпляре и оставьте там номер.

Дня через 3 – дама нашла чемодан. Вот стадо – 20 человек понятия не имеют как надо себя вести в случае утраты вещи при перевозке. А как делают – хватают милиционера за руку – помогите! А то, что есть жалоба, есть коммерческий акт – не разумеют.

Одна аспирантка Пугинского училась в Канаде. Возвратилась из Дублина, приехала к Борису Ивановичу. Была ситуация с пропажей чемодана. Летала самолетом, в Ирландии была пересадка на самолет поменьше, чтобы керосин не жечь. Общепринятая практика. И в Ирландии ее чемодан (она его сдала) по дурости отправили в Италию. Она прилетела, пошла в канцелярию, написала 2 экземпляра жалобы, попросили проштемпелевать. И на 2-ой день этот чемодан ей привезли домой!

На автотранспорте (и это исключение) любая несохранность – недостача, повреждение, удостоверяется записями в 3-ех экземплярах транспортной накладной, за подписями шофера и получателя. Нужно 2 подписи! Тут коммерческий акт не составляется. При необходимости подробного описания состояния груза шофер и получатель составляют совместный акт об этом с отметкой на накладной.

Оформление получения груза.

На получение груза представитель организации получателя должен иметь доверенность, составленную по правилам ст. 185 ГК РФ – за подписью руководителя, с приложением печати, а для государственных и муниципальных организаций – также подписью главного бухгалтера.

На железнодорожном и водном транспорте выдача оформляется заполнением получателем дорожной ведомости. Это четвертый документ из комплекта перевозочных документах.

В ведомости указывается наименование организации, выдавшей доверенность, фамилия и паспортные данные представителя.

Доверенность хранится вместе с дорожной ведомостью – это мощный документ, отработанный многими десятилетиями – по ней всегда можно узнать кому выдан груз. Там есть данные об организации, выдавшей доверенность и о конкретном человеке, получившем груз.

На автотранспорте доверенности на получение груза не требуется. Получение груза удостоверяется подписью работника, заверенной печатью или штампом получателя во всех 3 экземплярах накладной.

Один экземпляр остается у получателя, а 2 отдаются шоферу.

Ответственность транспорта носит ограниченный характер.

При утрате или недостаче груза перевозчик несет ответственность в размере стоимости недостающего груза (или недостающей части груза). При порче или повреждении он отвечает в размере суммы на которую понизилась стоимость груза.

С перевозчика может быть взыскана провозная плата за недостающую или поврежденную часть груза. Иные потери в том числе неполученные доходы перевозчик не возмещает.

Стоимость груза для определения размера убытков удостоверяется счетом-фактурой поставщика. Для определения размера уценки поврежденного груза может быть назначена экспертиза. Она проводится с обязательным участием представителя перевозчика. При авиаперевозка (ст. 119 ВоздК РФ) установлены твердые размеры убытков от утраты и недостачи груза и багажа.

Они составляют при внутренних перевозках не более 600 рублей за 1 кг груза, а вещей при пассажире не более 11 000 рублей.

При международных перевозках ответственность составляет 20$ за 1 кг груза или багажа. При просрочке доставке груза перевозчик уплачивает штраф от 10 до 100% провозной платы в зависимости от числа дней просрочки.

На разных видах транспорта этот штраф различается. С учетом значительного повышения провозной платы взыскание таких штрафов стало выгодным, тем более, что перевозчики постоянно нарушают сроки доставки груза.

В части ответственности клиентуры важно учитывать, что при нынешней расхлябанности предпринимателей наибольшую опасность представляет ответственность за задержку транспортных средств под погрузкой и выгрузкой.

Здесь необходимо лучше организовывать взаимоотношения с перевозчиком. Серьезные трудности создает для клиента установленный на транспорте формализованный порядок предъявления претензий и специальные претензионные и исковые сроки. До предъявления иска обязательно заявление претензии к перевозчику.

Претензии заявляются грузополучателем или отправителем в зависимости от того, кем из них понесен ущерб.

К претензии прилагаются подлинники документов:

1. Накладная или грузовая квитанция;

2. Коммерческий акт или жалоба на отказ в его составлении;

3. Счет-фактура продавца, удостоверяющая стоимость груза;

4. Расчет претензии.

Претензия заявляется строго определенному органу. Если послали не туда «не считается».

1. На железной дороге претензия по поводу несохранности груза или багажа заявляется филиалу дороги назначения груза!

2. На автотранспорте при недостаче или повреждении груза – к автопредприятию, выдавшему груз; при полной утрате груза – к автопредприятию, принявшему груз к перевозке;

3. На авиа и водном транспорте претензия заявляется транспортной организации пункта назначения;

Установлены строгие претензионные сроки. Претензия заявляется клиенту в пределах 6-ти месяцев, а об уплате штрафов – 45 дней.

Ответ на претензию должен быть дан в течение 30 дней. При отказе или непоступлении в 30 дней ответа заявляется иск. Срок исковой давности составляет 1 год со дня наступления события, являющегося основанием для требования.

Такая конструкция сроков весьма неудобна, требует внимания клиента!

На автомобильном транспорте установлен несколько иной порядок. Претензия может быть заявлена в пределах срока исковой давности (т.е. в пределах 1 года). С момента заявления претензии прерывается течение срока давности.

Ответ должен быть дан в 30 дней, срок исковой давности исчисляется со дня наступления события.

По теме перевозок – Устав Железнодорожного Транспорта, Устав Автомобильного Транспорта наискосок, лекции учебник, закон 2003 г. о транспортно-экспедиционной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: