В посланиях Геннадия содержатся лишь намеки на так называемое «жидовство» в учении новгородских «еретиков». Однако поскольку многие исследователи буквально охотятся за малейшими намеками на «жидовский» характер новгородско–московского движения, все потенциальные обвинения в отклонении от христианской традиции должны быть рассмотрены.
Архиепископ Геннадий выносит пять главных обвинений против новгородских диссидентов. Наиболее ярко эти обвинения выражены в его послании епископу Прохору Сарскому:
1. В этом послании Геннадий впервые использует слово «жидовский». Геннадий употребляет это слово в связи с вопросом об иконопочитании.
2. Обвинения в таких ересях как марселлианизм и мессалианизм могут рассматриваться как указатели на серьезное отклонение новгородских диссидентов от ортодоксального христианства.
3. Находка среди изъятой у «еретиков» литературы П салтыря жидовствующих является, пожалуй, наиболее весомым аргументом, указывающим на тенденцию в сторону иудаизма.
4. Еще раз Геннадий употребляет слово «жидовство» в контексте того, что «еретики» соблюдали десять заповедей Закона Моисеева и, тем самым, «смущали народ».
5. Наконец, последнее обвинение в этом послании связано с датой Второго пришествия Иисуса Христа.
По всей видимости, Геннадий полагал, что вместе эти обвинения указывают на «жидовский» характер новгородско–московского движения. Рассмотрим последовательно все эти пункты.