В 1237-1240 годах Русь постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества. Народ в них был вырезан, церкви и монастыри разрушены или осквернены. Потом в Южной Руси были разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, волынские и галицкие города. В Киеве пострадали главные святыни — Софийский собор и Десятинная церковь. Из Печерской обители монахи разошлись по лесным дебрям и пещерам. Краса русской земли, стольный город великого князя и митрополита превратился в ничтожное местечко, в котором насчитывалось около 200 домов.
Бедствие обрушилось с неодинаковой силой на юг и север Руси. Северо-восточная Русь пострадала менее: когда страшный вихрь нашест-вия пронесся, она сумела восстановить своё положение благодаря умной деятельности своих князей. Южная же Русь превратилась в сплошную пустыню. Кроме того, монголы продолжали кочевать по её степным окраинам и были постоянной угрозой для населения. Поэтому земле-дельцы и промышленный люд потянулись на север. Русская историческая жизнь переместилась в область Волги, образовала для себя новый центр, вместо Киева, в Москве и стала развиваться здесь в новом направлении. Сюда же передвинулось и средоточие церковной жизни — русская митрополия; Великороссия, таким образом, стала центром государ-ственной и духовной жизни.
|
|
Отношение монголов к христианству
При завоевании Руси монголы были язычниками и, хотя признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим богам — идолам: солнцу, луне, воде, теням умерших ханов, — верили в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя множество шаманов. В Орде едва ли была одна какая-нибудь господствующая религия, вероятно, там сущест-вовало смешение всяких верований Средней Азии. Этим и объясняется религиозное безразличие монголов. В своей Ясе (книге запретов) Чингизхан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись различные богослужения, и ханы сами участвовали в совершении христианских, магометанских, буддийских обрядов и уважали духовенство всех вер.
Разорение русских святынь, жестокость против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войны.