Хорст Людвиг Вессель, активист НСДАП

Студенты обязаны были знать события мюнхенского «Пивного путча» 1923 года и историю жизни «мученика» Хорста Весселя так же хорошо, как и «злодеев» Веймарской республики, например Курта Эйснера, который пытался учредить советскую республику в Баварии. Преподавание биологии основывалось прежде всего на взглядах фюрера относительно расы и наследственности. Официально утвержденным учебником о расе был «Новые основы расовых исследований» Германа Гауха, где имелись следующие типичные для национал-социалистов пассажи: «Животный мир следует классифицировать на представителей нордической расы и на низших животных (евреев). Таким образом, можно вывести правило: не существует ни физических, ни психологических особенностей, которые могли бы подтвердить отличие человека от животного мира. Единственное различие, которое существует – это отличие между представителями нордической расы с одной стороны, и животными, в основном представителями ненордической расы, или недочеловеками (представляющими собой переходный вид), с другой стороны». У студентов поощрялось умение определять своё арийское происхождение.

Изучение германистики базировалось на требовании восстановления «былого тевтонского величия», упор делался на историю германцев, как культуросозидающую расу, и евреев как культуроразрушающую расу. Знакомя учеников с героическим нордическим эпосом (сагами), учителя требовали от них при пересказе использовать исключительно германские варианты слов, заимствованных из других языков. В учебные планы было занесено изучение трудов руководителей нацистской партии, например, работы Геббельса «Образовательная ценность Имперской службы занятости», на издание которой он получил кредиты от правительства.[59]

Особых изменений с приходом нацистов к власти не претерпела программа математики, если не считать того, что акцент был смещен на подсознательную подготовку учащихся к военной службе. Математические задачи так или иначе были связаны с расчетами артиллерийских траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Вот ряд типичных задач из учебника математики нацистской школы:

«Самолет летит со скоростью 240 км в час в район, отстоящий на дистанции 210 км, с приказом сбросить бомбы. Когда можно ожидать его возвращения, если бомбометание занимает 7, 5 минуты?»[60]

Или другая задача:

«54 бомбардировщика бомбят вражеский город. Каждый самолет взял по 500 фугасных бомб. Определить сколько в городе вспыхнет пожаров, принимая во внимание, что 70 % бомб упадут за чертой города и только 20 % бомб упавших в черте города произведут нужное действие».[61]

Широко распространенное ранее в школах Германии религиозное обучение после 1933 года было резко сокращено. В 1935 году из билетов выпускных экзаменов изъяли вопросы по религии, а посещение школьных молитв стало необязательным. Размывание основ религиозного обучения продолжалось во время всей нацистской диктатуры.

К общей образовательной системе по инициативе Гитлера были добавлены еще три типа школ для подготовки будущей нацистской элиты. Первый – «Школы Адольфа Гитлера». Кандидаты в это учебное заведение отбирались из числа членов «юнгфолька». Затем они проходили проверку на «расовую чистоту» и направлялись на двухнедельные молодёжные лагеря для окончательного отбора. Главным критерием являлись физические данные: светловолосые и голубоглазые подростки имели большие шансы быть зачисленными в эту школу. Обучение здесь проводилось по военному образцу, ученики делились на отделения. Учителя осуществляли надзор за подчиненными на всех стадиях обучения, включая время сна, следили за выправкой и их гигиеной. Отделения соревновались друг с другом, а ученики получали не индивидуальную оценку, а коллективную. Пять дней в неделю отводилось физической подготовке, а полтора дня собственно учебе, причем главным образом изучались газеты. Обучение продолжалось до 18 лет, после чего ученики получали свидетельство и считались вполне готовыми для поступления в университет. Многие выпускники этих школ стремились попасть на следующие ступени партийно-идеологического обучения.[62]

Вторым типом партийных школ являлись Наполас (Nationalpolitische Erziehungsanstalten), созданные в апреле 1933 года. Учебный и воспитательный процесс в Наполас был построен по образцу и подобию старых прусских кадетских корпусов. В Наполас обучались подростки от 10 до 18 лет, в основном выходцы из рабочих семей или дети военнослужащих. Формально Наполас подчинялись министерству образования, однако старший преподавательский состав представляли члены СА и СС. К 1940 году насчитывалось 23 учебных заведения Наполас, в том числе 4 в Австрии и одно в Судетской области. По сути они являлись кадровым резервом нацистской партии и вооруженных сил.[63]

К третьему типу партийным образовательных учреждений относились Орденсбурги («Рыцарские замки»). Это были закрытые учебные заведения полувоенного типа, целью которых также являлась подготовка нацистской элиты. В соответствии с нацистской реформой образовательной системы Орденсбурги находились под наиболее неустанным контролем нацистской партии. Заветной целью многих подростков были как раз Орденсбурги, учебный процесс в которых был окрашен мистическими принципами средневековых братств. Отобранные кандидаты попадали в особую атмосферу одновременно нацистского партийного заведения и рыцарского ордена.

Само название эти учебные заведения получили от средневековых замков, возведенных еще тевтонскими рыцарями в глухих отдаленных районах Германии. Было учреждено четыре «Рыцарских замка»: в Гроссинзее, Зонтхофене, Фогельзанге и Мариенбурге. В каждом из них насчитывалось до тысячи учащихся, которые назывались юнкерами. Надзор и обучение осуществляли 500 преподавателей, инструкторов, администрация и конюхи (при каждом замке была конюшня, так как езда верхом была обязательной для изучения юнкером). В эти учебные заведения могли попасть только те, кто прошел шестилетний курс обучения в «Школе Адольфа Гитлера» и два с половиной года отработал в составе «Службы труда рейха», либо четыре года занимался партийной работой. Таким образом возраст абитуриентов составлял 20–21 год. В каждом из четырех замков учащиеся проводили по одному году. В Гроссинзее они занимались боксом, верховой ездой и планеризмом. В Зонтхофене основными предметами были скалолазанье и лыжи. В Фогельзанге – общая физическая подготовка. В Мариенбурге – окончательная идеологическая обработка юнкеров в духе национал-социализма. Для юнкеров были обязательны строгая дисциплина, послушание и вежливость. За малейшим нарушением следовало строгое наказание. В военных занятиях применялось боевое оружие.[64]

Кроме этого по распоряжению Руста в школе были введены телесные наказания. Так же среди молодёжи начала возрождаться средневековая традиция дуэлей. На первой такой дуэли, состоявшейся в 1933 году в Гейдельберге, присутствовал ректор местного университета, а после дуэли был дан пышный банкет с участием представителей новой власти (стоит заметить, что сам Гитлер жестко выступал против дуэлей, особенно после того, как в 1936 года на дуэли с Хорстом Крисчиной, адъютантом рейхсюгендфюрера Бальдур фон Шираха, был убит любимый журналист фюрера Роланд Штрунк).

Реформы, проведенные нацистским руководством имели неоднозначные последствия. С одной стороны, произошло резкое снижение интеллектуального уровня и профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, даже иностранные наблюдатели замечали, что на значительную высоту поднялось здоровье и физическая подготовка немецкой молодёжи, что нельзя не оценить как положительный результат.

Переломным во всей деятельности «гитлерюгенда» стал 1935 год. Данный год был провозглашен для молодёжи «Годом активности» и принес введение большого соревнования «гитлерюгенда» и всеимперского спортивного соревнования молодёжи, в котором как и профессиональном соревновании «гитлерюгенда» число участников неуклонно росло. В 1935 году в нем участвовало 3, 5 миллиона человек, а в 1939 году – 7 миллионов человек.

Особо сильно сказалось на деятельности «гитлерюгенда» введение всеобщей воинской повинности 29 июня 1935 года. Через это мероприятие была создана единая и обязательная, особо для молодёжи мужского пола, всеохватывающая система, в которой «гитлерюгенд» занял важнейшее место. Не случайно Ширах после введения обязательной воинской и рабочей повинности заявил, что «отныне отчетливее, чем когда либо наступает потребность в квалифицированном, то есть планомерно, едино и регламентировано обученном руководстве» для «гитлерюгенда».

1936 год был провозглашен руководством «гитлерюгенда» «Годом юной немецкой нации». Если до этого учет количественного роста «гитлерюгенда» был затруднен, то с 1936 года, когда было решено организовать прием 10-летних мальчиков и девочек в систему «гитлерюгенда». Только 20 апреля в день рождения фюрера, эта проблема стала решаться значительно проще. Здесь стоит привести сводную таблицу приблизительных данных по численности «гитлерюгенда».

Для 1939 года стоит прибавить еще 441 000 девушек из организации «Вера и красота», которая через Союз Немецких Девушек контролировалась «гитлерюгендом».

По сути система «гитлерюгенда» ознаменовала сращивание партийной, государственной и образовательной систем, что провозглашалось как совершенная и обязательная форма. Её окончательное завершение трансформации было обозначено «Законом о «гитлерюгенде»«от 1 декабря 1936 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: