Разделение Вьетнама

Согласно Женевским соглашениям, территория Вьетнама была временно разделена по 17-й параллели (где была создана демилитаризованная зона) на две части. Северный Вьетнам перешёл под контроль Вьетминя, и, соответственно, стал территорией ДРВ. Южный Вьетнам оставался под властью назначенной французами местной администрации, причём Франция ещё до соглашений успела формально предоставить Вьетнаму независимость. Здесь у власти находился профранцузски настроенный император Бао Дай. Воссоединение страны предполагалось осуществить после всеобщих свободных выборов, которые должны были состояться не позднее середины 1956 года.

В это время начала резко возрастать роль США во вьетнамских делах. После победы коммунистов в Китае администрация США рассматривала события во Вьетнаме как часть коммунистической экспансии в регионе и стала оказывать военную помощь Франции в продолжавшейся войне. После Женевских соглашений США взяли курс на замену Франции в качестве противовеса коммунистическим силам во Вьетнаме. Американская администрация сделала ставку на Нго Динь Зьема, премьер-министра Южного Вьетнама. В октябре 1955 года Зьем одержал победу на национальном референдуме, после чего провозгласил создание суверенной Республики Вьетнам. Таким образом, выборы оказались сорваны, а перспектива воссоединения Вьетнама — отодвинута на неопределённый срок.

Президент США Дуайт Эйзенхауэр встречает Нго Динь Зьема в вашингтонском аэропорту. Май 1957 года

Зьем единолично принимал многие важнейшие государственные решения. На государственные должности он назначал своих родственников (к примеру, его брат Нго Динь Нью возглавлял тайную полицию) или тех, кто был лично предан ему. Одной из очень грубых ошибок Зьема была отмена деревенского самоуправления, что нарушало многовековые вьетнамские традиции. Подобная политика вызвала протесты среди местного населения, и правительство Зьема теряло популярность. С осени 1957 года южновьетнамские коммунисты развернули малоинтенсивную партизанскую войну

Война развивающаяся. Участвовало около полумиллиона солдат и офицеров США. Длилась все 60е и начало 70х.

Вьетнамский синдром. Допустимость или недопустимость тех или иных методов ведения войны. Все военные конфликты сравниваются с ВВ.

В крошечной стране было взорвано больше бомб, чем за всю 2МВ.

В Америке многие против такой войны (Клинтон косил от армии).

Гражданские потери Вьетнама около 2 млн человек.

СССР и Китай оказывали значимую помощь (в СССР в мирное время появлялось много героев войны, получивших звание как раз во Вьетнаме).

1966 — бомбардировки Ханоя США.

Во время войны использовались кошмарные виды оружия: жидкие бомбы, инфракрасное излучение, чтоб видеть партизан в лесу, и тд.

СССР поставлял Северному Вьетнаму оружие, а Китай — солдат.

С 1965 по 1968 предпринимались неоднократные попытки начать мирные переговоры, но они оказались безрезультатными, как и усилия международных посредников.

На пути мирных переговоров стояли три главных препятствия:

1) требование Ханоя, чтобы США окончательно и безоговорочно прекратили бомбардировки Северного Вьетнама;

2) отказ США пойти на это без уступок со стороны Северного Вьетнама;

3) нежелание южновьетнамского правительства вступать в переговоры с Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама.

В конце 1960-х годов США охватила беспрецедентно широкая волна общественного недовольства необъявленной войной во Вьетнаме. По-видимому, это было вызвано не только огромными расходами на войну и тяжелыми потерями (в течение 1961–1967 было убито почти 16 000 американских военнослужащих и ранено 100 000; общие потери с 1961 по 1972 составили 46 000 убитых и более 300 000 раненых ), но и демонстрацией по телевидению разрушений, причиненных американскими войсками во Вьетнаме. Решение Джонсона не выставлять свою кандидатуру на новый срок, о чем было объявлено одновременно с отказом от бомбардировок Северного Вьетнама, явилось результатом развернувшегося внутри страны движения протеста против проводимой им политики во Вьетнаме.

Р.Никсон, сменивший Джонсона на посту президента в январе 1969, объявил о переходе к «вьетнамизации» войны, что предусматривало поэтапный вывод из Вьетнама американских сухопутных войск, использование остающихся военнослужащих в основном в качестве советников, инструкторов, а также для оказания технической помощи и авиационной поддержки южновьетнамским вооруженным силам, что означало перенос основной тяжести боевых действий на плечи южновьетнамской армии. Прямое участие американских войск в боевых действиях прекратилось с августа 1972.

В январе 1973 в Париже возобновились переговоры, в результате которых было достигнуто соглашение об урегулировании, которое было официально подписано 27 января. В нем признавалось единство Вьетнама и в то же время подтверждалось, что 17-я параллель остается временной демаркационной линией. Соглашением предусматривалось прекращение огня, вывод всех американских войск из Южного Вьетнама с одновременным освобождением всех американских военнопленных; прекращение США бомбардировок и минирования территории Демократической Республики Вьетнам. Соглашением разрешались поставки вооружений во Вьетнам только для замены по принципу одна единица на одну, при этом запрещалась замена воинских контингентов. Соглашение предусматривало также вывод всех иностранных войск из Лаоса и Камбоджи, причем предполагалось, что обе страны заключат соглашения о прекращении огня. В Южном Вьетнаме предполагалось проведение новых выборов, организация которых была возложена на Национальный совет в составе представителей сайгонского правительства, коммунистов и нейтральных сил, но дата проведения выборов не указывалась. Кроме того, в течение тридцати дней должна была быть созвана специальная международная конференция, в задачу которой входило «гарантировать мир в Индокитае».

В апреле 1973 Вьетнам покинули последние американские воинские части, а в августе Конгресс США принял закон, запрещающий любое использование американских вооруженных сил в Индокитае.

Политические статьи соглашения о прекращении огня не были выполнены, и боевые действия так и не прекратились. В 1973 и начале 1974 сайгонскому правительству удалось добиться существенных успехов, но в конце 1974 Временное революционное правительство Южного Вьетнама нанесло ответный удар и в 1975 вместе с северовьетнамскими войсками предприняло генеральное наступление. В марте они заняли город Метхуот, и сайгонские войска вынужденно покинули всю территорию Центрального плато. Их отступление вскоре переросло в беспорядочное бегство, и к середине апреля коммунисты овладели двумя третями территории страны. Хюэ, Дананг, Куангнгай, Куинён и Нячанг пали без сопротивления; Сайгон оказался в окружении, и 30 апреля 1975 южновьетнамские войска сложили оружие.

  1. Особенности взаимоотношений СССР и стран восточного блока с развивающимися странами.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами. отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития. Вместе с этим следует отметить известную переоценку советским руководством отношений с развивающимися странами. Определяющим критерием при принятии решения о предоставлении помощи (военной, экономической, технической) стал теперь не абстрактный «вклад в борьбу с мировым империализмом», а практическая выгода, которую СССР мог получить для обеспечения своих собственных интересов. Наряду с геополитическими присутствовали и политикоидеологические мотивы в отношениях СССР со странами «третьего мира».

В 1970е гг. советские ученые разработали концепцию социалистической ориентации. Она основывалась на тезисе В.И. Ленина о возможности для ряда отсталых стран миновать или сократить стадию капиталистического развития. Считалось, что реализация возможности социалистической ориентации зависит от того, какие политические силы находятся у власти: если это революционно демократические силы, то путь некапиталистического развития возможен. Поддержку со стороны СССР получали те молодые освободившиеся государства, которые заявляли, что избрали социалистический путь развития: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Лаос и другие.

Более 10 лет (19641975 гг.) СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, который вел борьбу против американской агрессии. Разносторонняя советская помощь, поддержка других социалистических стран помогла вьетнамскому народу одержать победу. В 1975 г. завершилось воссоединение Северного и Южного Вьетнама. Эта победа явилась высшей точкой в расширении сферы влияния социализма в этом регионе. Советское руководство поддерживало повстанческие движения в ряде стран ЮгоВосточной Азии, прежде всего в Таиланде, оказывало помощь Кампучии, свергнувшей режим Пол Пота. Однако здесь советское влияние постепенно уступало китайскому. В арабо-израильском конфликте поддерживал арабов.

В 1970е гг. советское руководство стремилось прежде всего оказать поддержку уже зависимым от Москвы радикальным промарксистским режимам, над которыми Москва могла осуществлять большую опеку. По такой модели СССР строил отношения с Анголой, Мозамбиком, Афганистаном, Эфиопией, НДРЙ. В этих странах, как правило, присутствовали советские или кубинские войска, большое число военных и гражданских советников.

Следует заметить, что внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны — обеспечением благосостояния собственного народа. В ущерб материальному положению советских людей огромные материальные ресурсы тратились на поддержку зачастую сомнительных просоветских режимов, которые, как правило, оказывались ненадежными союзниками.


Грубейшим внешнеполитическим просчетом СССР было вооруженное вмешательство во внутренние дела Афганистана, очень скоро трансформировавшееся в необъявленную войну, которая тянулась 9 лет, стоила советскому народу гибели, по официальным данным, 14 тыс. солдат, больших материальных затрат, подорвала международный престиж Советского Союза.

38. «Революции сверху» в странах Востока в межвоенный период.

По мнению одних советских исследователей, революцию сверху надо отнести к наиболее радикальному типу реформ, другие полагают, что она находится на грани двух общесоциологических понятий: революции и реформы

Ряд лидеров буржуазно-национальных движений на Востоке в 20-30-е гг. попытались, опираясь на местные националистические движения и используя опыт развитых стран, противоречия между ними, осуществить своеобразный вариант "революции сверху".

Реформы, проводимые Чан Кайши в Китае, Резаханом в Иране, М. Кемалем (Ататюрком) в Турции, Х. Чойбалсаном в Монголии, способствовали устранению наиболее уродливых пережитков феодализма в политической и некоторых экономических областях жизни этих стран и вели к их дальнейшей модернизации. Причем данный процесс сопровождался не только серьезными внешнеэкономическими (внешнеполитическими) проблемами, но и борьбой внутри восточных обществ традиционных и религиозных сил и сторонников обновления на основе синтеза традиции и новых мировых явлений в экономической и политической жизни.

Реформы и революционные преобразования шли в основном сверху, порой осуществлялись силами революционной армии, но при этом далеко не всегда встречали понимание и признание со стороны низов.

Создавалась парадоксальная ситуация: преобразования будили страну, а разбуженный народ не понимал и не принимал их, что привело в конечном счете в Китае к массовому антирыночному, антикапиталистическому крестьянскому движению.

В странах, где массовые движения не были характерны, эквивалентом их было пассивное сопротивление преобразованиям или навязываемым колонизаторами порядкам; там, где это было привычной нормой (в частности, в Индокитае), сопротивление принимало характер мощных народных движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: