Индийский национальный конгресс (ИНК) - крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных провинциальных орг-ций вырабатывали общие резолюции, к-рыми и руководствовались в своей деятельности.
В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. лигой о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами". Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди, в 1915 вернувшийся в Индию из Юж. Африки. Под рук. Ганди ИНК стал проводить массовые кампании "ненасильственного несотрудничества" с англо-инд. властями и кампании "гражд. неповиновения" (Сатьяграха — концепция ненасильственной борьбы).
|
|
В дек. 1920 на сессии Конгресса в Нагпуре был принят новый устав ИНК, к-рый более четко определял его как политич. партию. Целью Конгресса провозглашалось "достижение свараджа мирными и законными средствами".
Ширившийся размах клас. борьбы и массового антиимпериалистич. движения испугал руководство Конгресса, которое, стремясь ограничить революционные выступления масс, приняло в Бардоли резолюцию о прекращении кампании "гражданского неповиновения" (1922). Влияние Конгресса упало. В нем усилилась группа "свараджистов", стремившаяся ограничить деятельность ИНК парл. борьбой. В период подъема нац.-освободит. движения в 1927-33 в ИНК все большую роль стало играть левонационалистич. течение во главе с Дж. Неру и др. лидерами. В эти годы ИНК, выдвинувший лозунг полной независимости Индии (1927), вновь расширил свое влияние. Под рук. Конгресса были проведены массовые кампании "гражд. неповиновения" и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религ. розни. Опасаясь дальнейшего роста активных действий трудящихся и под давлением репрессий, прав. лидеры Конгресса, находившиеся у руководства, в мае 1933 снова призвали к прекращению движения.
В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистич. партия. Ее руководство стояло на позициях реформизма. Правые лидеры партии (Н. Лохия, А. Мехта и др.) стремились оказать противодействие росту влияния Коммунистич. партии. Однако наиболее радикальная часть конгресс-социалистов выступала за сотрудничество с коммунистами.
|
|
Борьба ИНК против реакц. конституции 1935 и др. антиимпериалистич. действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистич. фронт. Конгресс вновь превратился, несмотря на проходившую в нем борьбу группировок, в центр антиимпериалистич. Движения.
В послевоенный период к руководству Конгрессом пришел ставший его признанным лидером М.К. Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея сатьяграхи, т. е. ненасильственного неповиновения и сопротивлен ия, стала теперь официальной идеологией организации («гандизм»). Здесь следует заметить, что усиление деятельности и влияния Конгресса в годы войны побудило англичан сделать еще один шаг по пути предоставления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. парламентом закон усилил значение выборных Законодательных собраний при вице-короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации. Правда, одновременно с этим был принят закон Роулетта, направленный против «антиправительственной деятельности». Ганди был одним из наиболее резких и непримиримых противников этого закона и по его призыву в 1919 г. по Индии прокатилась волна протестов в форме харталов (закрытия лавок, т. е. прекращения деловой активности). В том же 1919 году в Амритсаре колониальные власти, следуя букве нового закона, хладнокровно расстреляли митинг протеста (было убито около тысячи участников, еще две тысячи ранено). Амритсарская бойня вызвала мощную кампанию протеста в стране. На волне этого протеста Ганди решил провести свою первую всеиндийскую акцию гражданского неповиновения, сводившуюся к массовому бойкоту всего английского — товара, учебных заведений, судов, администрации, выборов и т. п. Проходившая в форме митингов, харталов, демонстраций кампания сыграла важную роль в формировании и сплочении общеиндийского национального движения, что содействовало превращению Конгресса в массовую организацию, насчитывавшую миллионы сторонников и многие десятки тысяч активистов-волонтеров. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление гражданских прав и представительства индийским «неприкасаемым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»). 1921 — 1934 Ганди лидер ИНК. Ушел, потому что многие его не поддерживали в вопросе о неприкасаемых, но его идеи послужили тому, что впоследствии в конституции Индии неприкасаемые были уравнены в правах с другими гражданами, исчезла дискриминация. Ганди убили. Сейчас его идеология ведущая в ИНК.
Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી, хинди मोहनदास करमचंद गाँधी, 2 октября 1869, Порбандар, Гуджарат — 30 января 1948, Нью-Дели) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.
Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, — учил Ганди, — когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость (самые низшие касты в индии) должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».
Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и таким образом подготовить индийское общество к тому, что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы. Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа.
|
|
Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия. Однако потом возникла ситуация, когда взгляды Ганди подверглись серьёзному испытанию. Принцип ненасилия был принят Конгрессом (ИНК) применительно к борьбе за свободу Индии. Но Конгресс не распространял этот принцип на оборону от внешней агрессии.
- Особенности развития ведущих индустриальных стран в 70-90-е годы.
В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 - 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.
Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13 у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.
|
|
Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании -почти вдвое. “План Маршалла”, расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.
Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов. Интернационализация и модернизация производства! Интеграция (пример — Евросоюз). Информационная революция (компьютеры) — более широкий доступ к информации.
Кризисы: продовольственный, экологический, сырьевой, энергетический, валютно-финансовый.
Конец изоляции культур.