Второй слой семейно-правовых отношений — отношения между родителями и детьми.
Характер отношений между матерью и детьми зависел от формы брака. В браке cum manu жена находится на положении дочери и считается как бы сестрой своих детей. После смерти мужа сыновья (на праве агнатов) осуществляют над матерью опеку. В браке sine manu связь иного характера. Мать и дети принадлежат юридически к различным семьям. Но со временем юридическая «отчужденность» мужа и жены, матери и детей была почти полностью устранена. Кровная связь стала служить основанием права матери на проживание с несовершеннолетними детьми, на получение алиментов при любой форме брака. В II в. н. э. претор допустил взаимные права наследования матери и детей.
Для римского права эти отношения выражаются в patria potestas, в отцовской власти. Это — имею власть: не забота о детях, а господство домовладыки.
В классическом праве отцовская власть была чрезвычайно сильной, и только ко времени Юстиниана была несколько ограничена, но полностью и тогда не была отменена. Гай (Инст. 1,55): "Почти нет других людей, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, римские граждане".
|
|
Самой характерной особенностью является то, что подчинение сына отцовской власти не зависит от возраста. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas: он не раб, а свободный; и он — римский гражданин. В области публичного права он стоит наравне с домовладыкой, с отцом семейства. Он может занимать государственные должности, а в семье полностью подчиняется домовладыке.
Подвластный сын мог сам обзавестись семьей, но это не освободит его от отцовской власти, напротив, его жена и его дети окажутся не под его властью, а под властью его домовладыки: пока жив домовладыка, все в семье — personae alieni iuris, лица подвластные. Праву отца семейства соответствует обязанность всех и каждого не мешать осуществлению этого права. Отец имеет абсолютный иск против каждого, кто задерживает подвластного сына или дочь.
В имущественном отношении подвластный сын имеет ius commercii, ибо он — свободный гражданин, но все, что он приобретает, осуществляя это, commercium, автоматически поступает к отцу: подвластный сын обладает способностью приобретать имущество, но не для себя, а для домовладыки. Права сын приобретал отцу; но обязывал сын своими действиями самого себя, хотя никакого имущества не имел. A paterfamilias, как правило, по обязательствам подвластных детей не отвечал. Хотя как мы уже отмечали ранее, постепенно претор допустил добавочный иск в отношении paterfamilias по сделкам, заключенным в его интересах.
С развитием торговли и торгового оборота такое положение становилось нетерпимым. И были внесены поправки без отмены принципиального положения. Именно, стали выделять подвластному сыну (как это практиковалось и в отношении раба) особое имущество, которое называлось peculium profecticium - пекулий, идущий от отца. Peculium этот продолжал оставаться в собственности домовладыки, который может по собственному усмотрению в любое время уменьшить размер пекулия, даже вовсе отобрать его у сына. Но это — обособленное имущество, выделенное в управление подвластного.
|
|
В этом факте выделения имущества в самостоятельное управление подвластного усматривали (признавали за каждым право усмотреть) согласие домовладыки на то, чтобы в пределах пекулия могла быть ответственность по обязательствам. Таким образом, с одной стороны, собственник пекулия — домохозяин, он же — собственник всего, что будет приобретено на средства пекулия; он — субъект всех имущественных прав, связанных с пекулием; если подвластный умирает, пекулий не переходит по наследству, он просто возвращается обратно в имущество домовладыки; наоборот, если умирает домовладыка, пекулий поступает в его наследственную массу и пойдет к его наследникам вместе с остальным имуществом.
И все-таки этот пекулий — первая брешь в неограниченной власти домовладыки, ибо имущество, выделенное в качестве пекулия, отвечает за долги подвластного, который этим имуществом управляет, перед его кредиторами. Ответственность домовладыки в этом случае является добавочной к ответственности самого подвластного, поскольку у подвластного своего имущества не было.
Практика выделения сыну пекулия привела к изменениям в семейно-правовых отношениях еще и в другом направлении. Общим принципом римского семейно-имущественного права было недопущение внутри семьи обязательств; их не могло быть между домовладыкой и его подвластными; не возникали обязательства и между несколькими подвластными, подчиненными власти одного домовладыки. Выделение подвластному пекулия и связанные с этим юридические последствия внесли изменения и в это положение: между домовладыкой и обладателем пекулия признали возможным установление обязательственных отношений, правда, очень своеобразных, не снабженных исковой защитой (так называемых, натуральных обязательств). Своеобразие этих обязательств заключается в том, что эти обязательства, будучи юридическими, однако не защищаются исками. Спрашивается: в чем же тогда их юридическое значение? Оно заключается в том, что платеж по такому обязательству не считается уплатой недолжного и возврату не подлежит. Принудить к платежу с помощью иска нельзя, но если уплатить добровольно, этот платеж является действительным; поэтому вернуть обратно уплаченное должник не имеет права.
Постепенно имущественная самостоятельность подвластных стала расширялась. Появились другие виды имуществ, которыми подвластный обладал не просто фактически (как это было с peculium profecticium), но и юридически. В начале принципата появляется военный пекулий (peculium castrens). Это имущество не только состоит в фактическом управлении подвластного, но и принадлежит ему на праве собственности (правда, как сейчас увидим — праве ограниченном, но все-таки на праве собственности). В эту категорию относилось все то имущество, которое сын приобретает на военной службе или по поводу военной службы как miles, как воин; сюда же относится имущество, приобретаемое сыном, когда он только становится воином, то есть при самом поступлении на военную службу.
Юридическое положение военного пекулия таково: это имущество — собственность сына, но с особенностью: именно, если сын умирает, не распорядившись посредством завещания своим военным пекулием (а написать завещание сын получил право со времени Адриана), то имущество поступает домовладыке — по праву пекулия (peculii iure), но не как наследство.
|
|
В IV в. при имп. Константине наступило дальнейшее расширение имущественных прав подвластных детей. Наряду с приобретениями подвластных на военной службе поставили приобретения на всякой другой публичной службе (государственной, придворной, духовной), а также в качестве адвоката. Такое имущество назвали пекулием наподобие военного — peculium quasi castrense.
Далее, получил признание еще новый вид имуществ, постепенно распространившийся. Выделилось наследство, полученное от матери (bona materna); дальше — всякие приобретения с материнской стороны (bona materni generis); затем — приобретенное в связи с браком (nuptialia). Все эти разнообразные виды имуществ получили общее наименование bona adventicia — собственность подвластного.
В отношении этого имущества, если его сравнивать с первоначальным пекулием peculium profecticium, домовладыка и подвластный поменялись ролями: при пекулии — собственник — домовладыка, а подвластный — только пользователь; bona adventicia — собственность подвластного, но за домовладыкой признавалось право прижизненного пользования и управления. Однако иногда подвластный не подвергался даже этому ограничению: 1) отец не получал права прижизненного пользования, если отец был против приобретения сыном данного имущества, а сын все-таки его приобрел вопреки прямо выраженной воле отца. 2) Второй случай: имущество сыну подарено, причем даритель поставил условием, чтобы домовладыка не имел права пожизненного пользования и управления.
Имущество сына, на которое отец имел право поручаемого пользования и управления, называлось bona adventicia regularia — регулярное, нормальное имущество; если же у отца не было права пользоваться, то это — bona adventicia irregularia, нерегулярное, ненормальное имущество. Все это развитие закончилось при Юстиниане так, что всякое имущество, приобретенное подвластным не из имущества домовладыки и не на его средства, считалось принадлежащим подвластному.
|
|
Что касается личных отношений, то начинало римское право с ius vitae ас necis, с права жизни и смерти. Но в классическую эпоху все это смягчилось и стало простым историческим воспоминанием. А в действительности было только право домовладыки применять домашние меры наказания. Точно так же когда-то принадлежавшее домовладыке право продажи было изжито и осталось только в виде обряда (мнимой продажи), совершившегося, напр., в целях усыновления.
Как правило, отцовская власть была пожизненной и нормально прекращалась только смертью главы семьи или подвластного лица. Но она могла прекращаться и при жизни домовладыки. Римское право знало несколько таких случаев:
1) в результате утраты свободы, гражданства или семейного статуса домовладыкой;
2) в результате утраты подвластным лицом свободы или гражданства;
3) в результате избрания сына консулом, префектом претория и в некоторых других случаях; дочь освобождалась от отцовской власти при получении звания весталки;
4) отец, кроме того, был правомочен освободить сына из-под своей власти с тем, чтобы сделать его полностью правоспособным. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть paterfamilias, после третьего он становился persona sui iuris.