Удачники 9 страница

Вот еще административная игра. Профессиональная деятельность в нашей стране многие десятилетия регулировалась не законами, а подзаконными актами — приказами, указаниями, распоряжениями, которые издаются министерствами и ведомствами. Таких документов очень много. Они часто противоречат, с одной стороны, действительности, с другой стороны — даже друг другу. Министерство юстиции, в его попытке приведения ведомственных документов в соответствие с законами, часто отменяет различные приказы, указания, распоряжения. Как это ни странно, отмена подзаконных актов вовсе не ведет к тому, что они перестают действовать. Они продолжают действовать, как будто ничего не произошло. Чиновники пытаются скрыть сам факт отмены выгодных или просто привычных для них подзаконных актов. А когда сокрытие больше не является эффективным, то пытаются устно разъяснить, в связи с чем отмененный высшей инстанцией акт следует по-прежнему выполнять. И обычно сообщают, что в ближайшее время будет принят новый законодательный или подзаконный акт, который по содержанию соответствует прежнему.

Итак, личность или профессиональная организация является в этой ситуации участником № 1. Министерство или ведомство, в лице корпоративно настроенных чиновников — участником игры № 2. Слабость участника № 1 состоит в том, что он стремится добиться изменения приказа или распоряжения, исходя из наивного представления об его бесполезности или даже вредности. Участник № 2 ставит ловушку, скрывая, что приказ давно отменен. Ответ участника № 1 состоит в том, что он продолжает бороться с приказом. Удар от участника № 2 — в сообщении, что приказ давно не действует, он отменен. Участник № 1 расплачивается, осознавая, что борется против «ветряных мельниц». Выигрыш участника № 2 состоит в сохранении его позиций, его статуса. Внешнее освобождение, антитезис здесь состоит в том, чтобы обратиться к профессионалам административных игр. А ими являются юристы. Особенно корпоративные, хорошо знающие это министерство, ведомство или учреждение.

Суицидные игры

Специалистам в области ментального здоровья все чаще и чаще приходится встречаться с суицидным поведением. Это суицидные мысли, намерения, действия. Клиническая практика заставляет нас серьезно относиться к суицидам. Конечно, у наших пациентов часто диагностируются расстройства личности истерического круга, и само суицидное поведение представляется демонстративным. И все же мы серьезно относимся ко всему, что касается суицидов. Здесь уместно привести фразу, сказанную на отчете о ночном дежурстве врача неврологического стационара. Она звучит так: «во время дежурства истерик и симулянт из 4-ой палаты повесился». И все же в суицидном поведении очень часто встречаются игры. Приведем примеры трех таких игр — первой, второй и третьей степени.

Молодой, только что окончивший учебное заведение врач позже всех коллег по стационару завершает свой рабочий день. К тому же он остался один в большом отделении на время отпуска коллег. Доктор снимает белый халат и выходит из ординаторской. Его мысли уже далеко, с друзьями, которые ждут его в кафе, в часе езды от работы. В коридоре возле ординаторской его поджидает одна из пациенток. Это опрятная старушка 63 лет. Она говорит тихим голосом: «Доктор я знаю, как много у вас больных, и они тяжелее меня. Можно, я скажу вам только несколько слов». «Пожалуйста», — говорит доктор. Он приглашает старушку в кабинет и сам присаживается на кончик стула. Пациентка говорит своим тихим, неэмоциональным голосом: «Доктор, вы сейчас уйдете домой, а я уйду из жизни». Молодой врач одевает халат, садится за свой рабочий стол, достает историю болезни старушки и говорит: «Я вас внимательно слушаю». Их беседа продолжалась в течение полутора часов. В результате тихая опрятная старушка ушла удовлетворенной, без явных суицидных намерений. Доктор опоздал на встречу с друзьями. Он ехал домой со смешанными чувствами. С одной стороны, ему нравилось, что он становится «настоящим доктором», с другой — его не оставляло чувство, что старушка им манипулировала. Поздно вечером дома он в очередной раз читал книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Ксерокопии тогда еще запрещенной книги в удивительно точном переводе известного математика и не менее известного диссидента, скрывавшегося под псевдонимом А. И. Федоров, распространялись в кругу особо доверявших друг другу людей.

В этой игре слабость врача состояла в отсутствии опыта и пламенном желании быть «настоящим доктором». Ловушка пациентки — в просьбе об очень короткой встрече. Ответ молодого доктора — в согласии. Удар — в угрозе суицида. Расплата врача — в расстройстве его планов на вечер. Вознаграждение опрятной старушки — в том, что она получила все назначения и ответы на все свои вопросы так подробно, как никакой другой из пациентов.

Антитезис в данной игре состоял в том, чтобы молодой доктор не начинал беседу, приглашая старушку в кабинет. Можно было обещать, что завтрашнее утро врач начнет с беседы именно с ней. Можно было попросить пациентку обратиться к медицинской сестре или дежурному врачу. Были и другие возможности.

В следующей игре второй степени два участника, одна семья. Мальчик 12 лет — участник № 1 и нежно любящая его мама — участник № 2.

На улице большого города можно было увидеть такую живописную картину. Женщина и мальчик с очень большим и очень невоспитанным голубым догом идут по улице. Мальчик, назовем его Денис, видит мороженое и требует купить. Мама отказывается, мотивируя простудой сына. «Ах так, тогда я брошусь под машину!» — говорит Денис. И направляется к краю тротуара, где по мостовой на большой скорости проносятся самосвалы. «Куплю, куплю, тиран», — кричит вдогонку женщина. «Купи мне три мороженых!» — настаивает Денис. И вот они движутся по улице. Впереди Денис, он откусывает от мороженого и надувает пузыри соплей из носа, пытаясь спасти две других порции от прыгающего вокруг него огромного пса.

Оказалось, что и собаку он завел таким же способом. Мама уходила на работу. Сын оставался один дома. Он начал часто говорить о том, что ему скучно и страшно, и просить маму завести ему собаку — друга и защитника. Мама отказывалась. И тогда Денис начал встречать маму с работы, стоя на подоконнике открытого окна. Мама кричала ему на третий этаж с улицы, чтобы он слез с подоконника. Он говорил, что ему одному страшно и он выпрыгнет, если у него не будет друга и защитника. Тогда мама с Денисом сходила на рынок, где продавали собак и купила маленького красивого щеночка. Впрочем, мама пыталась купить щенка малорослой породы, а Денис как обычно настоял на своем. Они очень полюбили щенка и баловали его. И, конечно, вовсе не заметили, как он вырос в кобеля больших размеров.

В данной игре слабостью является неумение матери противостоять капризам сына. Ловушкой — суицидные угрозы. Ответом матери — согласие на требования сына. Ударом со стороны подростка — усиление этих требований. Ему нужно не одно мороженое, а три. Щенок собаки — не маленькой породы, а самой большой. Расплата со стороны матери состоит в том, что она потакает неразумным требованиям сына. Вознаграждение Дениса — в удовлетворении его желаний.

Антитезис в этой игре — когда в относительно безопасной ситуации при очередных суицидных утрозах мальчика ему будет сказано: «Давай, валяй, кончай жизнь самоубийством!» — игра будет разрушена. Только делать это важно профессионально.

Приведем пример суицидной игры третьей степени. Юноша, назовем его Эдуард, предстал перед психотерапевтом в сопровождении психолога университета. Юноша говорил о том, что он желает перейти в иной мир, взяв с собой своих друзей и уважаемых им людей. Чтобы сделать это, он ехал на машине и перевернулся, впрочем, отделавшись царапинами и поломанным автомобилем. Как признался Эдик, он хотел собрать этих людей на вечеринке и подмешать в коктейль снотворное. А затем открыть газ и плотно закрыть двери и окна. Или еще как-нибудь по-другому перейти в иной мир. Он человек не религиозный и плохо представляет себе этот иной мир. Только здесь в этом мире ему плохо. Мир жесток и несправедлив.

Эдик жил отдельно от родителей. После того, как он перевернулся на автомобиле, психолог не оставлял его в одиночестве. Только иногда, когда он уходил к своей жене и маленькому ребенку, с Эдиком постоянно находился преподаватель физики. Вот так они и жили, опасаясь за жизнь юноши, да и собственные жизни.

Каких-либо психических расстройств у юноши обнаружено не было. Он происходил из обеспеченной семьи руководителя большого промышленного предприятия. Семья входила в региональную элиту. Сын был единственным ребенком в семье. Отлично учился в школе. Все его любили и прочили незаурядное будущее. Впрочем, этому весьма способствовало то, что промышленное предприятие, где директором был отец, шефствовало над школой. И именно от шефов зависело материальное благополучие школы, да и многих конкретных педагогов. После окончания школы Эдик поступил в университет. Оказалось, что школьные знания у него не столь крепкие, и учиться было трудно. Кроме того, он попал совсем в другую среду, где его семья уже не оказывала никакого влияния. Да и в самой семье произошли коренные изменения.

У отца выявился роман с его референтом. Она забеременела и родила сына. Мать для сохранения семьи забеременела и родила дочь. Отец переехал жить к референту. Мать постоянно плакала, у нее не было молока для кормления дочери. И она просила Эдика помогать ей по хозяйству. Эдик жил отдельно в своей квартире. Ему было неприятно появляться в районе, где он жил и учился. Ведь его девушка его оставила. Знакомые, раньше заискивающие и ищущие его расположения, теперь при встрече отворачивались или язвили в его адрес. То же и учителя из его школы. И только один человек был мостиком между прошлым и настоящим. Это психолог, который работал в школе. Он, как и другие люди, был обязан его отцу. А теперь психолог перешел в университет и, как и в школе, был весьма популярен и даже любим молодежью.

Отец был очень занят своими делами. Его референт не очень-то допускала к нему Эдика. Да он и сам отстранился от старшего сына, особенно после того, как Эдик разбил только что подаренный отцом автомобиль.

Эдик в этой игре участник № 2, психолог, физик и некоторые другие люди — участники № 1. У участников № 1 есть слабость — они не знают психологических игр и чувствуют большую ответственность за сохранение жизни Эдика и еще немного боятся его. Ловушка участника № 2 — в заявлении о желании уйти из жизни. Ответ участников № 1 состоит в том, что они уделяют Эдику больше внимания.

Удар — в демонстрации самоубийства во время езды на машине. Расплата в том, что они никогда не покидают Эдика, даже в ущерб себе и своим семьям. Вознаграждение в том, что Эдик окружен интересными, популярными людьми, близость к которым позволяет ему выделяться, сохранять свой статус.

Это игра третьей степени, в связи с тем, что вероятность совершения юношей суицида или даже расширенного суицида высока. Ведь он оказался в очень неблагоприятной для него жизненной ситуации. Жизнь повернулась к нему своей изнанкой. Он не находил выхода. И для сохранения необходимого ему окружения использовал суицидные угрозы и даже шантаж. И вероятность того, что он их реализует, была высока.

Антитезис, который использовал психотерапевт в этой ситуации, состоял в том, что он был вынужден начать свою игру. Где Эдик оказался участником № 1, а профессионалы психотерапии — участниками № 2. В итоге получилось две игры, которые вместе составили игру второго класса.

Эдику было заявлено, что он психически больной и должен длительное время находиться на лечении в психиатрической больнице. Он отказался от госпитализации. Тогда была разыграна сцена, завершением которой должны стать принудительная госпитализация пациента, постоянно стремящегося к суициду и, более того, к расширенному самоубийству, а значит «опасного для себя и окружающих». Эдик не выдержал этого удара, а начал плакать и рассказывать о своей несчастной, не сложившейся жизни. Затем психолог рассказывал ему о своей тяжелой, по вине Эдика, жизни. Они говорили более часа и оба пережили катарсис. Это была первая из психотерапевтических сессий, позволившая молодому человеку выстроить линию своей жизни.

В этой игре участник № 1 имеет слабость. Он боится психиатрической больницы и психиатрического диагноза. Ловушка участников № 2 состоит в том, что он будет госпитализирован и ему будет поставлен диагноз психического расстройства. Это представляется ему много хуже всего того, что он уже пережил. Он пытается уйти и получает удар в форме того, что он должен будет остаться. Расплата участника № 1 состоит в том, что он откровенно рассказывает о себе, своей жизни. Вознаграждение участников № 2 — в достижении катарсиса клиентом и решении профессиональной задачи.

Конечно, есть и другие пути разрешения первой игры. Можно было создать терапевтическую группу из родственников и близких людей Эдика, можно было работать в техниках психодрамы с переходом в другой мир. Только тогда, теперь уже много лет назад, удалось сделать то, что описано выше.

Если говорить о катамнезе, то он достаточно благоприятный. Эдик вскоре женился. Его молодая жена училась с ним в одной группе. Они закончили университет и уехали в небольшой город, где работают педагогами в техникуме и воспитывают троих детей. Важно отметить, что значительные части первой и второй игры разыгрывались в воображении у Эдика. И все-таки это не были игры с самим собой. К описанию игр, разыгрываемых человеком с самим собой, мы переходим прямо сейчас.

Игры с самим собой

Один вариант игр: человек заявляет окружающим (что менее важно) или себе (что особенно важно), будто он в любой момент прекратит… На место многоточия можно поставить то, от чего человек, пусть неосознанно, не собирается отказываться: курить, много выпивать, потреблять слишком много пищи или сладкого и т.д. Человек может даже привести пример, когда он уже прекращал… (курить, пить, потреблять слишком много пищи или сладкого) и справился с этим. Правда, затем снова начал. Часто без особой на то причины, просто так.

Впрочем, его заявление, будто он способен прекратить в любой момент по своему желанию, выглядит малоубедительным. Более того, ясно, что он не осознает глубины мотивов, побуждающих его продолжать, и ускользает от активных действий по прекращению.

Антитезис здесь состоит в стремлении стимулировать человека к попытке прекращения вредной для него деятельности без промедления и откладывания. И если такая попытка даже окажется неудачной, то человек все же осознает свою проблему. А это значит, что игра с самим собой будет осознана и разрушена.

Другой вариант игр человека с самим собой состоит в том, что он заявляет окружающим (что менее важно) и себе (что более важно), будто он в любой момент готов начать… На месте многоточия может быть: заниматься спортом, учить иностранный язык, регулярно принимать витамины и минеральные комплексы, укреплять свое здоровье и т.д.

Антитезис в этих ситуациях схож с таковым в играх предыдущего класса: важно начать без промедления и откладывания.

Третий вариант игр состоит в стремлении откладывать прекращение какой-то приятной деятельности или начало чего-то, требующего усилий. Все мы часто встречаемся с ситуацией, когда человек заявляет: «Начну худеть с понедельника, а сейчас можно плотно поужинать». Осенью он может говорить: «Вот придет лето, и я сяду на велосипед — и по двадцать километров каждый день!» А весной: «Скорее бы зима. На лыжи — и сгонять вес!»

Четвертый вариант игр с самим собой, когда человек между прекращением какой-то приятной для него деятельности или началом неприятной выставляет условие или незначительную дополнительную деятельность. В последующем выполнение этого простого условия оказывается довольно сложным, а дополнительная деятельность либо чрезмерно затягивается, либо оказывается несовместимой с основной. Человек говорит себе: «Вот полежу пять минут, встану и все сделаю». Когда он просыпается через несколько часов, то уже нужно выходить из дома. Только тогда он понимает, что ничего из запланированного не сделал. Дает себе обещание сделать в следующий раз — и так может повторяться бесконечно.

Во всех названных классах игр с самим собой антитезисы схожи и приведены выше. Антитезисом для многих игр, наряду с отказом от лжи, является заключение контрактов. Всеобщим антитезисом также является обращение к профессионалам для решения проблем, требующих профессиональных знаний и умений.

Для любой игры нужны партнеры. Обычно «водящий» подбирает себе партнеров, демонстрируя название своей игры, рекламируя ее. Круг игроков, предпочитающих играть в одни и те же игры, формируется постепенно. Например, игроки предпочитают одинаково структурировать свое время, создают компании. Часто клиент говорит: «Ну почему это опять произошло со мной?» или «Все мужчины в моей жизни как под копирку». Когда игрок выходит на поле для игры, он надевает футболку, где написано название команды или клуба. Когда мы «надеваем футболки» для психологической игры, на них тоже написаны наши девизы. Это — приглашение к игре. Образ, стиль, манеры, одежда, макияж, тон голоса, мимика, фразы — опосредованные способы демонстрации надписей на футболках, приглашение к совместному структурированию времени или игре.

Спереди как бы написано то, что мы осознаем и желаем предъявить окружающим, а сзади изображены скрытые послания психологического уровня. Именно по посланиям на спине мы выбираем тех людей, с которыми желаем играть в игры. Когда же мы исследуем послания на груди и на спине, у нас может появиться потребность в откровенных, близких отношениях.

Итак, психотерапевты распознают игры. Основная задача психотерапевта — помочь человеку перейти от игр к более конструктивным формам взаимодействия, например совместной деятельности или близости. Для этого при необходимости используются антитезисы и разрушаются игры. В других случаях, после осознания игры, можно начинать свою игру и переигрывать вовлекающих вас в игру. Однако прежде всего важно выявлять приглашения участвовать в играх — Крючки и Ловушки — и избегать их. Это делает нашу жизнь более результативной и заполненной.

Человек открытый и человек-игрок

Люди, стремящиеся получать результат преимущественно при помощи откровенности и близости, и люди, достигающие своего результата преимущественно при помощи игр и интриг, как многие чиновники, политики и лидеры научной среды — при внимательном изучении эти две большие группы очень отличаются друг от друга.

Игрок старается производить впечатление открытого и надежного. Он осторожен в обязательствах. Работает с неполной отдачей. Может действительно выполнять взятые на себя обязательства и держать данное им слово, но только когда это ему выгодно. Правда, это вовсе не означает, что за вашей спиной он не затевает какую-нибудь интригу, где результат будет в его пользу, а вы можете оказаться в проигрыше. Он прежде всего следует своим собственным интересам. Жесткий расчет не мешает ему постоянно заботиться о сохранении видимости масок открытости, надежности, честности. Ведь для него важнее казаться кем-то, чем быть на самом деле.

Он плохо справляется с противоречиями и конфликтами. В трудных ситуациях попросту пропадает, исчезает. Впрочем, после разрешения такой ситуации появляется очень быстро.

Часто это человек с удивительно гибким и динамичным поведением, развитым воображением. Он стремится получить информацию об интересующем его объекте. Вместе с тем, сведения о себе передает скупо и только в необходимом количестве. Редко удается познакомиться с людьми, долго и близко знающими игрока и не зависящими от него. А значит способных и расположенных к свободным суждениям о нем.

Он всегда находит вас, тогда как вы далеко не всегда знаете, как найти его. Он неохотно сообщает свой настоящий адрес. Когда вы звоните, то обнаруживаете, что на его аппарате стоит опознаватель номера или автоответчик. Если он не поднимает трубку, это вовсе не значит, что его сейчас нет на месте. Просто он играет в свои игры, и если вы как персонаж его игры нужны ему сейчас, то он обязательно поднимет трубку.

Из вариантов взаимодействия, кроме игр, он предпочитает ритуалы и развлечения.

Его фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы не благополучны». «А если вы пока благополучны, то ненадолго. С моей помощью вы скоро освободитесь от этого ненужного груза самодовольного благополучия». Впрочем, он мастерски скрывает свою основную фиксированную установку. И демонстрирует установку: «Вы также можете стать благополучным, если…». На месте многоточия можно поставить то, что выгодно игроку и что он желает получить от вас. Общаясь со своими жертвами, игрок зачастую весьма предупредителен и тщательно скрывает свое пренебрежительное отношение к ним.

Игрок способен быть действительно результативным. Наиболее динамичным и результативным он может оказаться в начале дела. Он политик, и успех его политический.

По мере развития дела, когда такие характеристики, как надежность и стабильность, становятся особенно важными и даже необходимыми, игроки часто оказываются несостоятельными, подрывают доверие к себе и сходят с дистанции, уступая лидерство людям, способным к откровенности и близости. Открытый человек предпочитает откровенные взаимодействия — операции и близость. Фиксированная эмоциональная установка таких людей: «Я благополучен — Вы благополучны». «Каждый человек может стать партнером. И каждый благополучен или имеет возможность достичь благополучия». Такие люди устанавливают тесные взаимодействия с другими людьми. Они не так ярко проявляют свои достоинства, как игроки. Ведь для них главное — быть, а не казаться. Они признают свои слабости и неудачи. Они способны убеждать, вызывают доверие. Они привержены делу. Их результат возрастает по мере углубления в избранное дело. Заботятся о своих последователях.

С ними спокойно. С ними можно чувствовать себя уверенно. Они надежны и стабильны. Только вот быстро разобраться в этом удается далеко не всегда. Мы рассмотрели два очень различных типа успешных и результативных личностей. Их мировоззрения, установки, жизненные кредо находятся на разных полюсах. Такие люди могут длительно и результативно сотрудничать друг с другом. Хотя близкое знакомство и не приводит их к особым взаимным симпатиям.

Награды за игры

Э. Берн описал шесть вознаграждений, которые человек получает, играя в игры (табл. 5).

Шесть вознаграждений от игр

Таблица № 5

Вознаграждение

Описание вознаграждения

Биологическое

Получение поглаживаний предпочитаемого типа привычным способом с целью поддержания гомеостаза

Экзистенциальное

Подтверждение фиксированной эмоциональной установки (экзистенциальной позиции) для поддержания психологической устойчивости

Внутреннее психологическое

Избежание болезненных соприкосновений с первичным внутриличностным конфликтом (невротических страхов). Поддержание ощущения внутреннего психического равновесия

Внешнее психологическое

Избежание взаимодействий и ситуаций, внушающих страх. Поддержание ощущения равновесия в отношениях с внешним миром

Внутреннее социальное

Использование игровой ситуации как способа структурирования времени наедине с собой — в мыслях, чувствах и фантазиях. Обоснование своего поведения перед собой

Внешнее социальное

Использование игровой ситуации как способа структурирования времени во внешних общественных контактах. Обоснование своего поведения перед окружающими

Биологический выигрыш от игр связан с тем, что человек получает в ходе игры поглаживания, необходимые ему для выживания. Игры поддерживают доминирующую экзистенциональную позицию человека и систему поглаживаний, которые он получает от ближайшего и отдаленного окружения. При этом человек неосознанно сохраняет все впечатления, которые подтверждают его сформировавшиеся взгляды и одновременно обесценивает или неверно интерпретирует все остальное. Человек искажает реальность. Например, если его доминирующая экзистенциальная позиция «Я — неблагополучен» и он отбирает и коллекционирует исключительно «пинки», то любое свидетельство о существовании приятных и теплых поглаживаний будет не замечено им или обесценено для поддержания внутрипсихического равновесия.

Во время игры человек избавляет себя от необходимости испытывать, и, соответственно, изживать и залечивать боль, причиненную первичной психической травмой. Ведь он в раннем детстве уже принял решение о том, кем ему нужно быть и что делать в этом мире, чтобы подавить эту боль и никогда больше не попадать в ситуации, которые ее причиняют.

Конечно, расплачиваясь за проигрыш, особенного удовольствия не испытаешь. Однако эти тягостные и удручающие чувства привычны, и, кажется, не такие интенсивные и травмирующие, как тот, первый удар. Поэтому раннее детское решение продолжает неукоснительно выполняться, а экзистенциальная позиция — подкрепляться, ведь Ребенок предпочитает вновь и вновь навлекать на себя мелкие и крупные неприятности, терпеть неудачи и поражения «здесь и сейчас». Но ни в коем случае не соприкасаться со своей памятью, несущей столь невыносимый груз. Не бередить старую рану. Ребенок выбирает «меньшее из зол», таким образом лишая себя возможности освобождения от боли. А между тем негативные последствия повторных проигрышей способны накапливаться, подтачивая разум человека и истощая его силы. И в итоге превзойти по своей интенсивности и разрушительной силе первичную травму. И, как правило, тот дискомфорт, который клиент испытывает при терапевтической проработке первичного конфликта, оказывается значительно слабее, чем совокупная боль от последствий игровых поражений.

Игра позволяет человеку избегать ситуаций, для участия в которых у него нет внутренних ресурсов. И таким образом не создавать этот ресурс, раз уж он не востребуется. Например, клиенту трудно решиться на близость, если внутреннее восприятие себя и другого отрицательное. Ему важно избегать реальных ситуаций в жизни, где от него требуется активность, независимость, принятие обязательств, ответственность. Игра позволяет получать вторичную выгоду, например, «Что вы хотите от человека, страдающего алкоголизмом!» — говорит алкоголик, продолжая не работать и пить. Да, он на данный момент не имеет ресурса для трезвого образа жизни, но он и не предпринимает никаких усилий к этому. Вместо этого он занимается шантажом — это внешнее психологическое вознаграждение.

Игры дают человеку массу способов структурировать время со своими близкими, знакомыми и малознакомыми людьми. И в этом внешнее социальное вознаграждение.

Внутреннее социальное вознаграждение — это мысли и фантазии человека наедине с самим собой, усиливающие экзистенциальную (жизненную) позицию, систему поглаживаний, сценарные убеждения. Например, «Из-за своего нерадивого начальника я не получил повышения и не стал заведующим лабораторией. Конечно, я не имею поддержки и веса в институте, и мою кандидатуру даже не рассматривали на Ученом совете. Если я не имею поддержки, значит я реально не настолько важен, чтобы меня могли заметить». И таким образом чувства человека, подкрепляющие или модифицирующие его эмоциональное состояние, основываются не на реальных взаимодействиях с людьми, а на его собственных фантазиях.

Система вознаграждений за игру

Рассмотрим систему вознаграждений на примере.

Вадим, 27 лет. Мать Вадима умерла, когда мальчику было полтора месяца. До года он жил в семье матери. Затем отец Вадима женился и забрал сына. С родственниками умершей жены не общались. У новой жены была дочь одного с Вадимом возраста. Жену отца Вадим считал родной матерью. В семье сложились очень формальные, прохладные отношения между супругами. Это союз, который был создан ради детей. Хвалили Вадима только за хорошие успехи в школе, институте, за уборку в квартире, за успехи в спорте. Он получал только условные поглаживания (биологическое вознаграждение № 1), которые создали экзистенциальную позицию «Ты благополучен при условии, что ты послушный, трудолюбивый, чемпион и прочее» (экзистенциальное вознаграждение № 2). В четырнадцать лет он узнал правду о своем происхождении, и втайне от отца стал общаться с дедом и тетушкой по линии матери. Когда Вадиму было восемнадцать лет, дед умер, оставив внуку семейный архив. В это время Вадим начинает бунтовать и, разорвав отношения с отцом, активно ищет близости с женщинами. Отношения всегда непродолжительные, приносящие ему лишь разочарование. Но эти негативные эмоции сфокусированы в настоящем, «здесь и сейчас», отвлекая его от переживания той, ранней боли, связанной с утратой матери (внутреннее психологическое вознаграждение № 3). Такой стиль жизни защищает его от того, чтобы научиться истинной интимности (внешнее психологическое вознаграждение № 4). Он структурирует свое время, давая достаточно материала для обсуждения в компаниях друзей (внешнее социальное вознаграждение № 6) и для собственных фантазий (внутреннее социальное вознаграждение № 5).

Его игру можно назвать «В поисках Грааля». Это игра второго класса, второй степени. Вадим — игрок № 1, женщина — игрок № 2. Крючок Вадима — желание иметь близкие отношения с женщиной. На его «футболке» впереди написано «Ищу женщину», а сзади «Ищу маму». Женщина «клюет». Ее надписи — «Ищу мужчину» и «Ищу ребенка». Все женщины, с которыми у Вадима складывались длительные отношения, были старше его на семь — десять лет. В этот раз реакция Вадима и очередной женщины состоит в том, что они стали жить вместе. Вадим получает условные поглаживания, он послушный, не бунтует, активно делает карьеру, преуспевает, во всем слушается «маму». Он благополучен, потому что все делает как Воспитанный Ребенок. «Мама» довольна, она спасла ребенка. Этот период характеризуется симбиотической близостью. Но наступает переключение. Женщина хочет иметь детей. Она становится требовательной. «Годы уходят, это последний шанс». Она освобождает комнату и оборудует ее как детскую. Она уже не дает условных поглаживаний мужчине за его успехи. Она требует ребенка. Он не хочет этого. Желает оставаться единственным ребенком в семье. Ее больше не интересуют его чувства, мысли, переживания. Он уходит. Снова и снова испытывает разочарование — «Это не настоящая мама» или «Меня опять бросила мама». И отправляется вновь в поход за исцеляющим Граалем. Женщина также получает расплату — одиночество. Они оба собрали все искомые пинки и сыграли в игру. Вадим вновь проигрывает ситуацию потери матери. Он чувствует одиночество, никчемность своего существования («Меня покинула родная мать, когда я так нуждался в ней»), гнев. У него появляются мысли о смерти. Он ощущает боль «здесь и сейчас». Только проходит время, и он восстает из пепла и опять отправляется на поиски партнера для игры. И так может повторяться несколько раз. Конечно, оба участника таких игр нуждаются в психотерапии. Остановимся на этом подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: