Произносительные навыки можно разбить на две группы:
1) ритмико-интонационные – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз и т.д.)
2) слухо-произносительные – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи
Основы слухо-произносительных навыков создаются на первой степени обучения, на последующих стадиях они поддерживаются и совершенствуются.
Все фонемы иностранного языка можно разделить на:
1) совпадающие с родным языком: не нуждаются в специальных пояснениях и тренировке;
2) несовпадающие с родным языком: нуждаются в пояснении и закрепляются с помощью упражнений;
3) частично совпадающие с родным языком: здесь могут быть использованы имитативный и аналитический подходы. Ведущим способом овладения произношением является многократное прослушивание и наиболее точное имитативное воспроизведение звука и последующее употребление его в речевом потоке.
Решающим фактором в развитии слухо-произносительных навыков являются фонетические упражнения, которые могут быть поделены на три группы:
|
|
1) упражнения на восприятие нового звука на слух:
а) в потоке речи (учителя, в записи)
б) в отдельном слове
в) изолированно
2) упражнения на воспроизведение звука с использованием индивидуальной и коллективной (хоровой) формы работы.
а) воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок (по цепочке)
б) хоровое воспроизведение вместе с учителем
в) хоровое воспроизведение без учителя или после учителя или кассеты
3) тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного навыка (считалки, скороговорки, песни)
При развитии ритмико-интонационнх навыков следует обращать внимание на ритмико-интонационное оформление логических связей в высказывании, на умение правильно ставить логическое ударение, на коммуникативное членение предложений. Значительную роль при формировании этих навыков играет многократное аудирование текстов, доступных для понимания учеников.
Особое значение в развитии навыков произношения имеют игры. (Испорченный телефон, игры под музыку и др.)