Продолжительность экскурсии 30 минут

В экскурсии освещаются следующие вопросы:

1. История Константиновской земской школы. Строительство специальных школьных зданий.

2. Жизнь школы. Попечительская деятельность С.Г. Куприянова и И.П. Кулакова

3. Константиновская школа в 1904 – 1909 годах.

4. С. Есенин в школе. Его взаимоотношения с учителями и учениками, любовь к книге, начало формирования поэтического дара.

5. Изменение экономической и духовной жизни страны после реформы 1861 года.

6. Основные цели и задачи земских школ.

7. Развитие земского образования в Рязанской губернии.

Тема Рассказа и показа Экспонаты объекты показа Узловые моменты Методические рекомендации
История Константиновской земской школы
  1. Сведения о Константиновской школе за 1898 год. 2. Отчет Константиновской школы за 1885 год. 3. Отчет инспектора народных училищ за 1880 год. 4. План здания Константиновского училища Рязанского уезда. 5. Фото И.А. Кулакова – попечитель Константиновской земской школы. 6. Выпуск Константиновской земской школы. 1902 год. 7. Фото. Константиновское начальное народное училище. Начало XX века. - Открытие школы в Константинове /1879 год/ - Строительство специального школьного здания в 1884 году. - Попечительская деятельность С.Г. Куприянова и И.П. Кулакова. - Продолжительность обучения. - Особенности земских школ. - Причины, по которым была построена новая школа в 1898 году. Экскурсию можно начать со значения роли школы в наши дни и перейти непосредственно к рассказу об открытии школы в с. Константиново в 1879 году. Здесь в этой части экспозиции, можно использовать почти все экспонаты. Например, из отчета за 1880 год мы узнаем, что в школу пришли только мальчики – 80 человек. А из отчета 1885 года видим, что эту школу закончил отец С. Есенина и дядя И.Ф. Титов. Рассказывая о школе, надо помнить и о том, что подобные типы школ открывались при условии, если был попечитель. В связи с этим познакомить с попечительской деятельностью С.Г. Куприянова и И.П. Кулакова. И здесь же можно рассказать из чего складывалась смета расходов. Хотя документ, который говорит об этом, представлен в следующей части экспозиции. Рассказать о продолжительности обучения в земских школах. Отметить особенности обучения как: вероисповедание, смешанное обучение. После рассказа о том, что старое здание обветшало и к тому же имело ряд недостатков, перейти к рассказу о школе, в которой позднее учился Есенин, используя фотографию начала 20 века. Эта часть рассказа по объему должна быть не больше пяти минут.
Константиновская земская школа 1904 – 1909г.г.
  1. С. Есенин. Фото 1910г. среди односельчан. 2. Ф. А. Гришин (Райский) – одноклассник С. Есенина. 3. Фото учительницы Л.И. Власовой. 4. Фото учителя И. М. Власова. 5. Фото священника (законоучитель) И. Я. Смирнова. 6. Инспектор Повайло-Швыйковский. Фото 1899г. 7. Свидетельство С. Есенина об окончании Константиновского училища в 1909 г. 8. Отчет о работе Константиновской школы за 1906-1907 гг. 9. Смета расходов Константиновской школы 1905-1906г. 10. Послужной список П.И. Иванова. 11. Программа 4-го класса написанная Вороновым А. И. 12. Грифельная дощечка того времени. 13. Транспортир 1895 года. 14. Книга. Наставленья в Законе Божьем 1876г. 15. Толковый молитвенник из с. Константиново, 1883г. 16. Список учебных пособий выданных в школу. 17. Чернильница ученическая. 18. Пенал ученический. 19. Книга по русской истории. 20. Родиноведение, 1904 г. Книга для чтения. 21.Список учеников Константиновской земской школы подвергнутых. испытаниям в 1909 году. 21. Часы из школы, в которой учился С. Есенин. Дать характеристику учебного заведения того времени. -Поступление С. Есенина в школу. -Первый учебный день. -Распорядок школьной жизни. -Первые учителя П. И. Иванов и А. И. Воронов. -Взаимоотношения С. Есенина с учителями и с учениками. -Учителя Власовы И.М. и Л.И. - Первые стихотворные строки. -Программа обучения. -Учебники и школьные принадлежности. Эта часть экскурсии должна быть целенаправленной, т. е. основная часть рассказа – С. Есенин в земской школе, - идет именно в этом разделе экспозиции. Здесь же расположены и центральные экспонаты, как свидетельство, фотографии учителей, одноклассников, отчеты, на которых строится рассказ. Экспонаты используются по усмотрению экскурсовода. Рассказывая об учителях и распорядке школьной жизни, о взаимоотношениях, нужно как можно шире использовать воспоминания одноклассников и односельчан. Экскурсовод должен иметь в виду, о чем бы ни шел рассказ, всегда помнить о присутствии С. Есенина в этой школе. Рассказ строится исходя из цели: С. Есенин и школа, а не наоборот Например, рассказывая об учителях, прежде всего, познакомить экскурсантов с их отзывами и воспоминаниями о С. Есенине. На основе этих воспоминаний дать оценку поведения С. Есенина в школе, о его увлечении чтением (тут же можно упомянуть о школьной библиотеке, деньги, для основания которой выделил попечитель С. Г. Куприянов). Особенно следует подчеркнуть, что уже в это время Есенин приносил первые, далеко не совершенные стихи учителю И. М. Власову. В годы учебы в земской школе, С. Есениным были написаны первые стихи, о чем знали и учителя и ученики. Этот факт особенно подчеркнуть в рассказе и забывать об этом нельзя. Логически в этой части экспозиции рассказ завершается выпускными экзаменами. По усмотрению экскурсовод может использовать в рассказе учебники и школьные принадлежности.
Развитие школьной земской сети.
  1. Александр II. Фото. 2. Положение о начальных народных училищах 1864 г. 3. Фото с картины Морозова «В школе». 4. Карта Рязанского уезда с обозначением школьных округов 1904 г. 5. Страницы из рекламной брошюры мастерской И. Ф. Жиркова. 6. Школа в с. Крутое Раненбургского уезда. Фото 1900 г. 7. Крестный ход в селе Вакино 1 сентября 1910 г. 8. Книга. Малинин. Начальное народное училище. 9. Правила о порядке открытия и содержания в Рязанском уезде училищ при участии земства. 1897 г. 10.Книга. Сельские школы. 1910 г. 11.А. Д. Повалишин. Рязанское земство в его прошлом и настоящем. Рязань 1889г. 12.Народное образование в земствах. - Принятие законов о народном образовании. - Дальнейшее углубление реформ, их цель. - Развитие земского народного образования в Рязанской губернии. - Строительство специальных школьных зданий. - Школы в окрестностях села Константинова. - Открытие мастерских по производству школьного оборудования. - Разработка методик преподавания. - Появление периодических изданий. - Деятельность передовых русских методистов того времени Малинина, Острогорского, В. П. Вахтерова, С. И. Шохор-Троицкого, - В. Евтушенко. Результатом углубления реформ, касающихся народного образования, явился факт открытия земских школ даже в отдаленных уголках России. Рассказать, что с развитием капитализма в России после 1864 и 1872 годов, происходят изменения в общественной жизни. Именно с появлением земств получают развитие земские школы. На примере карты 1904 года рассказать о появлении сети земских школ в Рязанской губернии, после чего перейти к показу школ в окрестностях с. Константиново. Используя экспонаты, рассказать о создании мастерских по изготовлению школьного оборудования у нас в Рязанской губернии. Обратить внимание на учительскую кафедру и школьные парты того времени. Это обязательно делать в экскурсии для учащихся, чтобы переключить их внимание на обзор предметов. Завершить рассказ можно появлением школьных методик применительных к земскому образованию с одновременным показом книг. Познакомить с деятельностью русских методистов В.П. Вахтерова, С.И. Шохор-Трицкого, А. Баранова, Малинина. Сказать о влиянии педагогических идей Л.Н. Толстого на передовую часть учителей. В заключении назвать представленные в экспозиции издания, которыми пользовались учителя. Это является логическим переходом непосредственно к рассказу об учителях.
Учителя
  1. Л.Н. Толстой «Педагогические статьи». 2. В. Острогорский «Выразительное чтение» 3. В.С. Гербач «Методическое руководство по обучению письму». 4. С.И. Шохор-Троицкий «Методика арифметики» 5. Общепедагогический журнал для школы и семьи 1905 г. 6. Сборник. Вопросы и нужды учительства. 7. Фото. Слушатели учительских курсов при Александровской учительской семинарии. 1889 г. 8. Программа педагогических курсов 1902 года. 9. Список учителей Рязанского уезда, направленных на учительские курсы 1905 год. Фото. Экзамены в сельской школе - Подготовка учителей в Рязанской губернии. - Педагогические конференции, семинары. - Периодические издание для педагогов - Создание музеев, образование книжных складов. Экскурсию можно продолжить показом журналов для учителей. Далее, используя экспонаты, экскурсовод рассказывает о подготовке учителей. В Рязанской губернии преподавателей готовила Александровская учительская семинария, а также подготовкой учителей ведало епархиальное женское училище. Рассказать, что во время каникул работали курсы для учителей и семинары. Можно подробно остановиться на расписании курсов представленных в экспозиции. Впоследствии проходили съезды учителей, на которых обобщался лучший опыт, знакомили учителей с работами передовых русских и зарубежных методистов. В экскурсии желательно обращать внимание на документы и материалы, имеющие непосредственное отношение к школе, в которой находятся экскурсанты.
Ученики
  1. Учебная карточка. 2. Русский алфавит. 3. Церковно-славянский алфавит. 4. Учебная таблица. 5. Программа по географии 6. Программа по истории 7. Программа по закону Божию. 8. Учебная картина по ветхому завету 9. Стихотворение «Картина» Книги 10. Сказки А.С. Пушкина 11. А.Н. Толстой «Кавказский пленник». 12. М. Чистяков. Новые повести и рассказы преимущественно из русского быта. 13. Родник. Книга для чтения. 14. Катехизис в рассказах - Учебная литература. - Школьные пособия. Дать краткую характеристику всех предметов. Сравнить алфавит русский и церковно-славянский. Учебная карточка не отличается от современной карманной. Если в мемориальном классе нет подробного рассказа обо всех предметах, то в этой части экспозиции можно подробнее остановиться, например, на рассказе о программе по географии. Если «Родиноведение» знакомило с родными местами, с Рязанской губернией, отечествоведение знакомило с отчизной, то уже из мироведения узнавали о странах и континентах. По собственному усмотрению экскурсовод может использовать репродукции картин Богданова-Бельского. Рассказ можно завершить стихотворением, представленным в экспозиции.

Список литературы.

1. История одной губернии: очерки истории Рязанского края 1778-2000 гг. Под ред. П.В. Акульшина. – Рязань, Пресса, 2000. С.73-75.

2. Ключевский В.О. Русская история. – М.: Эксмо. 2005 с.897,901-902



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: