В результате народное художественное творчество как целостность или предстает в усеченном виде, когда отдельные его виды ((к;гжем, художественная самодеятельность) исключаются из народной культуры, или каждая его форма оказывается слабо ассоциированной с другими, и в результате целостность рассыпается, пиление представляется набором разрозненных форм, имеющих едва ли не разное происхождение и предназначение.
Очевидно, необходим сравнительный анализ творчества по ряду сопоставимых параметров или признаков, присущих всем его видам. И этом случае возможно достаточно объективно выявить общее, особенное и частное в фольклоре, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, художественной самодеятельности и бытовом творчестве.
Подходя с этих позиций к разным формам народного художественного творчества, можно говорить о том, что все они являются: а) самодеятельными по характеру творчества; б) любительскими но социально-психологическим мотивам; в) национальными но формам и общечеловеческими по содержанию и г) массовыми по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала.
|
|
Внутри народного творчества просматривается для каждого из двух его основных направлений — утилитарно-бытового и соци-;1Льно-организованного — свой набор сущностных характеристик,
Раздел II
представляющих особенное в их развитии. В частности, как мы уже рассмотрели в предыдущих лекциях, фольклорное творчество несет на себе особое соотношение индивидуального и коллективного, устного и письменного, эстетического и утилитарного, единичного и вариационного. Социально-организованные формы отличаются не только по этим параметрам, но и обособлением жанров и видов искусства, наличием лидера или художественного руководителя, увязкой с деятельностью различных социальных институтов культуры. Не случайно организационную оформленность и жанровую фуркацию относят к числу основополагающих специфических черт художественной самодеятельности.
Общность родовых свойств разных форм народного художественного творчества предполагает тесное взаимодействие различных его форм, слоев, видов. Многими сторонами они связаны между собой, дополняют и постоянно переходят друг в друга, так что только их синтез позволяет объективно и точно уяснить целостный смысл народной художественной культуры.
Отдельные стороны взаимодействия художественной самодеятельности и фольклора, фольклора и профессионального искусства интересуют исследователей с давних пор. Сложились определенные подходы к их трактовке, которые по возможности приведены в лекциях. Однако в целом рассматриваемый круг вопросов во многом является эвристическим, впервые сделана попытка выявить и изложить свойства и черты, которые обусловливают не различие форм народной культуры и даже, возможно, не противопоставление их, а черты объединяющие, общие, роднящие их, цементирующие народную художественную культуру как целостность, как единый слой целостной культуры общества. По нашему мнению, предложенный подход открывает новые перспективы в изучении истории и теории народной художественной культуры, уточняет ее понятийный аппарат, включая ключевые дефиниции, связанные с названием слоев, видов, их соподчинением и взаимодействием. По существу, речь идет о восстановлении в правах таких родовых понятий, как самодеятельность, любительство, массовость, применительно к народной культуре. Это не может расцениваться как попытка принизить значение или нивелировать специфику того или иного вида народного творчества. Речь идет о необходимости в полной мере определить эстетические и социальные характеристики народного творчества как целостного явления, открывающие научные предпосылки для сопоставления его по объективно существующим параметрам с элитарным и массовым искусством.
|
|
м----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- —
ЛЕКЦИЯ 8