II 1. П. )

В результате народное художественное творчество как целост­ность или предстает в усеченном виде, когда отдельные его виды ((к;гжем, художественная самодеятельность) исключаются из на­родной культуры, или каждая его форма оказывается слабо ассо­циированной с другими, и в результате целостность рассыпается, пиление представляется набором разрозненных форм, имеющих едва ли не разное происхождение и предназначение.

Очевидно, необходим сравнительный анализ творчества по ряду сопоставимых параметров или признаков, присущих всем его видам. И этом случае возможно достаточно объективно выявить общее, осо­бенное и частное в фольклоре, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, художественной самодеятельности и бытовом творчестве.

Подходя с этих позиций к разным формам народного художе­ственного творчества, можно говорить о том, что все они являют­ся: а) самодеятельными по характеру творчества; б) любительскими но социально-психологическим мотивам; в) национальными но фор­мам и общечеловеческими по содержанию и г) массовыми по своим движущим силам и представительству носителей культурного потен­циала.

Внутри народного творчества просматривается для каждого из двух его основных направлений — утилитарно-бытового и соци-;1Льно-организованного — свой набор сущностных характеристик,


 
 

 

Раздел II

представляющих особенное в их развитии. В частности, как мы уже рассмотрели в предыдущих лекциях, фольклорное творчество несет на себе особое соотношение индивидуального и коллективного, устного и письменного, эстетического и утилитарного, единичного и вариационного. Социально-организованные формы отличаются не только по этим параметрам, но и обособлением жанров и видов ис­кусства, наличием лидера или художественного руководителя, увяз­кой с деятельностью различных социальных институтов культуры. Не случайно организационную оформленность и жанровую фуркацию относят к числу основополагающих специфических черт художест­венной самодеятельности.

Общность родовых свойств разных форм народного художест­венного творчества предполагает тесное взаимодействие различ­ных его форм, слоев, видов. Многими сторонами они связаны между собой, дополняют и постоянно переходят друг в друга, так что только их синтез позволяет объективно и точно уяснить цело­стный смысл народной художественной культуры.

Отдельные стороны взаимодействия художественной самодея­тельности и фольклора, фольклора и профессионального искусст­ва интересуют исследователей с давних пор. Сложились опреде­ленные подходы к их трактовке, которые по возможности приве­дены в лекциях. Однако в целом рассматриваемый круг вопросов во многом является эвристическим, впервые сделана попытка вы­явить и изложить свойства и черты, которые обусловливают не различие форм народной культуры и даже, возможно, не противо­поставление их, а черты объединяющие, общие, роднящие их, це­ментирующие народную художественную культуру как целост­ность, как единый слой целостной культуры общества. По нашему мнению, предложенный подход открывает новые перспективы в изучении истории и теории народной художественной культуры, уточняет ее понятийный аппарат, включая ключевые дефиниции, связанные с названием слоев, видов, их соподчинением и взаимо­действием. По существу, речь идет о восстановлении в правах та­ких родовых понятий, как самодеятельность, любительство, мас­совость, применительно к народной культуре. Это не может рас­цениваться как попытка принизить значение или нивелировать специфику того или иного вида народного творчества. Речь идет о необходимости в полной мере определить эстетические и соци­альные характеристики народного творчества как целостного яв­ления, открывающие научные предпосылки для сопоставления его по объективно существующим параметрам с элитарным и массо­вым искусством.


м----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- —

ЛЕКЦИЯ 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: