Ознание и бессознательное (К. Г. Юнг)

Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становятся сознательными. Любой из родителей может наблюдать этот процесс, если обратит на него внимание. И то, что мы здесь видим, сводится к следующему: когда ребенок узнает кого-то или что-то, когда он «знает» (knows) человека или вещь, тогда мы считаем, что ребенок обладает сознанием. Потому-то, бесспорно, в райском саду именно древо познания принесло такой роковой плод.

Но что такое узнавание или «знание» в этом смысле? Мы говорим о «знании» чего-либо, когда нам удается связать новое восприятие е уже существующим фоном или контекстом таким образом, что мы удерживаем в сознании не только данное восприятие, но и части этого контекста. Следовательно, «знание» основывается на воспринимаемой связи между психическими содержаниями. Мы ничего не можем знать о содержании, которое ни с чем не связано, и мы не способны даже осознать это, пока наше сознание будет находиться на таком низком, начальном уровне. Соответственно этому, первая ступень сознания, доступная нашему наблюдению, заключается в простой связи между двумя или более психическими содержаниями. На этом уровне сознание оказывается лишь спорадическим, будучи ограниченным восприятием нескольких связей, и его содержание не запоминается надолго.

Очевидно, что в первые годы жизни непрерывная память отсутствует; самое большее, существуют островки сознания, подобные одиноким фонарям или светящимся предметам в обступающей со всех сторон темноте. Но эти островки памяти — совсем не то же самое, что те самые ранние связи, которые только воспринимаются, ибо содержат в себе новую, очень важную группу содержаний, относящихся к самому воспринимающему субъекту, — так называемое эго. Эта группа, подобно первоначальным рядам содержаний, сперва просто воспринимается, и именно по этой причине ребенок закономерно начинает говорить о ней (= о себе) объективно, т. е. в третьем лице. Лишь позднее, когда эго-содержания — обычно называемые эго-комплексом — приобрели свою собственную энергию (весьма вероятно, в результате тренировки и применения на практике), возникает чувство субъективности, или «яйность» (1-ness (англ.). Ввести, ради эксперимента, этот неологизм нас побудило наличие в философии терминов «чтотость», «чтойность». — Примеч. перев.). Очень возможно, что как раз в этот момент ребенок начинает говорить о себе (= эго-содержаниях) в первом лице. Непрерывность памяти, вероятно, начинается с этой стадии. А значит, по существу, непрерывность памяти начинается скорее всего с непрерывности эго-воспоминаний {ego-memories).

На этой детской ступени сознательности еще нет никаких проблем; ничто не зависит от субъекта, ибо сам ребенок еще всецело зависит от родителей. Он как бы еще не полностью родился и до поры заключен в психическую оболочку родителей. Психическое рождение, ас ним и сознательное расхождение с родителями, обычно имеет место лишь в подростковом возрасте, со взрывом сексуальности. Физиологические изменения сопровождаются психической революцией. Ибо разнообразные телесные проявления придают такую силу эго, что оно зачастую отстаивает свои права, не зная ни ограничений, ни умеренности. Этот период иногда называют «невыносимым возрастом».

До достижения пубертатного периода психической жизнью индивидуума управляет, в основном, инстинкт, и поэтому проблем у ребенка мало или они вовсе не. возникают. Даже когда внешние ограничения препятствуют его субъективным импульсам, такое сдерживание извне не приводит к внутреннему разладу индивидуума с самим собой. Он подчиняется этим ограничениям или обходит их, оставаясь в полном согласии с собой. Ему еще не знакомо состояние внутреннего напряжения, вызываемое проблемой. Это состояние возникает только тогда, когда то, что было внешним ограничением, становится ограничением внутренним, когда одному импульсу противостоит другой. На психологическом языке мы могли бы сказать: проблемное состояние, внутреннее разногласие с собой возникает в тех случаях, когда бок о бок с группой эго-содержаний обретает существование другая группа содержаний равной интенсивности. Эта вторая группа, благодаря величине своей энергии, обладает функциональной значимостью, равной значимости эго-комплекса. Мы могли бы назвать ее другим, вторым эго, которое при случае может даже вырвать руководство у первого. Это и вызывает разлад с собой — состояние, которое предвещает проблему.

Резюмируем сказанное. Первая ступень сознательности, состоящей в простом узнавании или «знании», представляет собой архаическое, или хаотическое состояние. Вторая — ступень развитого эго-комплекса — является монархическим, или монистическим состоянием. Третья ступень представляет собой еще один шаг вперед в развитии сознания и заключается в сознавании разделенного, или дуалистического состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: