Статистика финансовПравовое регулирование иностранных инвестиций

Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования.

В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г., участниками которого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям также обеспечивается максимально постоянная защита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению или распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем это требуется по международному праву, включая обязательства по договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюдает любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой договаривающейся стороны (ст. 10 Договора). Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата как для отечественных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).

К таким договорам относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат. По данным на 2000 г., в мире действовало более 800 двусторонних соглашений.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

Для России как правопреемника СССР действуют двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные СССР.

Основные положения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций соответствуют международной практике заключения инвестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.

Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.

Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный договор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах.

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы об иностранных капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой закон действует в Мексике с 8 мая 1973 г.

Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций.

С принятием в России в 1999 г. новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам.

Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в Законе 1999 г. они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробельность и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.

В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.

К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:

- регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;

- обеспечение гарантий прав инвесторов;

- предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами);

- осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.

Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других - установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.

При любой системе государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях.

Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.

Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е., как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Инвестиционное законодательство некоторых стран Азии и Африки предусматривает обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

54. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами.

Предприятие – участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, которое имеет собственное имущество и от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Данные предприятия могут выступать истцом в суде, арбитраже и третейском суде.

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт – это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляет собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

На современном этапе экономического развития выделяют два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т. д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах.

Экспортная политика предприятия – это разработка стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен, уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.

Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок государственного контроля за организацией экспортно-импортных потоков через таможенную границу.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, взимаемых с участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы.

Таможенная пошлина – это размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара, исчисленный, как правило, в процентах от его таможенной стоимости.

Таможенная стоимость – это цена, фактически полученная или подлежащая уплате за товар при пересечении таможенной границы страны при ввозе.

Иностранные инвестиции в реальном секторе российской экономики – одно из условий преодоления инвестиционного кризиса в России. Для привлечения иностранных капиталов необходимо создание благоприятного инвестиционного климата.

В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКО-ТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями и обыкновениями, а также представляющие собой результат кодификационных усилий МТП.

Целью Инкотермс является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведена к нулю или в значительной степени уменьшена.

55. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами. Например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

· Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

· Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;

· Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

56. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки.

Внешнеэкономические сделки — соглашения, договоры, контракты, в ко­торых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются опе­рации по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с ввозом или вывозом товаров. Заключение внешнеэкономических сделок опосредует торгово-экономическое сотрудничество различных государств. Подобные сделки в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. К внешнеэкономическим сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и некоторые другие договоры, заключаемые между организациями и фирмами различ­ных государств. Особенности внешнеэкономических сделок. 1. Такие сделки могут иметь как возмездный, так и безвозмездный ха­рактер. 2. Внешнеэкономические сделки могут заключаться с определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие. 3. Если внешнеэкономические сделки заключаются российскими пред­приятиями на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответству­ющими правилами аукционов и бирж. 4. В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. 5. Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглаше­нию сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализиро­ванные арбитражные суды, представляющие собой независимые от государства организации, которые специализируются на рассмот­рении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут 80 Тема 7. Внешнеэкономические сделки выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ), так и ар­битраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).
6. Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран осуществляются как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных согла­шениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг по инди­кативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать и импортировать. 7. В правовом регулировании внешнеэкономических сделок ведущую роль играют международные договоры регионального и универсаль­ного характера. Большое значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, имеют и международные обычаи. Классификация внешнеэкономических сделок. 1. По объекту внешнеэкономические сделки подразделяются: на договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара (основная разновидность внешнеэкономических сделок); договор подряда; до­говор мены; договор лизинга; договор комиссии; договор страхования; договоры на предоставление различных услуг по оказанию техниче­ского содействия в сооружении промышленных объектов и выполне­нии строительных, научно-исследовательских, проектных работ, пе­редаче различной документации и т. д. 2. По количеству сторон все внешнеэкономические сделки делятся: на односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверите­ля); двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартер­ные контракты и т. д.); многосторонние (договор о совместной дея-, тельности, учредительный договор и т. д.). Среди определений внешнеторговой или внешнеэкономической сделки ключевое место занимает понятие, вводимое Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.: «Внешнетор­говые сделки — это договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах» (ст. 1). Таким образом, в соответствии с данной Конвенцией в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей.
Однако со­гласно п. 2 ст. 1 этого международного правового документа фактическое нахождение коммерческих предприятий (сторон) в разных государствах может быть не принято во внимание, «если это не вытекает ни из договора, 7.1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок 81 ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информации между сторонами». Как уже указывалось выше, внешнеэкономические сделки обладают спецификой, не позволяющей смешивать их с коммерческими договорами во внутригосударственном обороте. К числу основных отличий внешне­экономических сделок от гражданско-правовых сделок во внутригосу­дарственном обороте можно, в частности, отнести следующие. 1. Форму и порядок подписания. В соответствии со ст. И Венской кон­венции 1980 г. «не требуется, чтобы договор купли-продажи заключал­ся или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания». По российскому за­конодательству форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами и гражданами, определяется гражданским законодательством России независимо от места их со­вершения. При этом сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права (п. 2 ст. 1209 ГК РФ). Внеш­неэкономические сделки совершаются российскими лицами в простой письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность до­говора (п. 3 ст. 162 ГК РФ), а сделка признается ничтожной. 2. Особый порядок правового регулирования. На современном этапе на правоотношения в области внешнеэкономической деятельности все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и ад­министративного, валютного, таможенного, налогового и иных отрас­лей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто исполь­зуются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. По этой при­чине при осуществлении внешнеэкономических операций применя­ется комплексный характер регулирования. В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как пра­вило, происходит переход товаров и услуг одного государства через границы другого государства. По данной причине стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз това­ра, его таможенного оформления, качества поставляемой продук­ции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям, а также определенным техниче­ским стандартам и параметрам. Кроме того, при направлении спе­циалистов за границу в соответствии с заключенным договором следует принимать во внимание действующие в иностранном 82 Тема 7. Внешнеэкономические сделки государстве нормативные акты относительно порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории. 3. Содержание контракта. Большинство внешнеэкономических сделок содержат условия, такие как: а) использование базисных условий поставок; б) требование патентной чистоты поставляемых товаров; в) применение в качестве средства платежа иностранной валюты; г) конфиденциальность сделки; д) арбитражная оговорка; е) оговорка о применимом праве, особый порядок вступления в силу внешнеэко­номических контрактов и др. Если между сторонами сделки установ­лены длительные и прочные отношения, то в процессе разработки соглашения они довольно часто используют типовые договоры (про­формы) и общие условия контрактов, получившие широкое распро­странение в мировой практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: