Методы педагогического исследования, их характеристика

Методология — учение о научных методах познания. Методология педагогики — учение о принципах, методах, формах, и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Выделяют 3 уровня методологии: - общенаучный (теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству наукам), - конкретно-научный (принципы и методы, применяемые в той или иной научной дисциплине), - предметно-тематический (методы и процедуры конкретного раздела конкретной науки).

Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях.

Методы педагогического исследования — способы изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научной теории.

Классификация методов:

- методы организации исследования: 1. комплексный, 2. сравнительный, 3. лонгитюдный,

- методы сбора данных:

1. выявление, обобщение и анализ педагогического опыта.

2. педагогическое наблюдение (метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного планомерного непосредственного им восприятия, прослеживания за измерением и развитием условий результатов воспитательной практик): включенное и невключенное.

3. самонаблюдение и самоанализ (интроспекция).

4. опросные методы: беседа — обмен суждениями двух или более лиц; анкетирование — метод письменного опроса: - по наличию вариантов ответов: выборочное, конструктивное, - по указанию имени: анонимные, с указанием лица. - по структуре вопросов: закрытые, открытые, полузакрытые; интервью — опрос через беседу по заранее намеченному плану: свободное, полустандартизированное, стандартизированное; характеристика: независимая — если несколько человек характеризуют одно лицо; свободная — несколько человек характеризуют одну черту у нескольких лиц; сочинение — традиционно определяется тема и не ограничивается объем.

5. метод биографий.

6. педагогический анализ ситуаций и фактов.

7. педагогический консилиум — коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников.

8. метод оценивания: рейтинг - если эксперты оценивают по шкале; самооценка — оценивание себя по шкале.

9. анализ педагогической документации.

10. анализ и оценка результатов учебной деятельности (письменных, графических, контрольных и творческих работ).

11. педагогическое тестирование — объективное, стандартизированное измерение знаний или навыков, уровня развития, личных характеристик испытуемого: тесты достижений, тесты интеллекта, креативные тесты, личностные тесты.

12. педагогический эксперимент — постановка педагогического опыта для проверки степени эффективности методов обучения и воспитания: констатирующий — если не изменяются контролируемые условия; преобразующий — существенно изменяются наблюдаемые условия; лабораторный и естественный; контрольный (повторный и перекрестный) — используется для проверки достоверности результатов; пилотажный — если эксперимент проводится в сокращенном варианте или в первый раз).

13. сравнительно-педагогический метод — сравнивание зарубежного и отечественного педагогического опыта.

14. праксиметрический метод — изучение аудиозаписей, осуществление видеосъемки и хронометраж.

- Методы сбора данных: математические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование); качественные методы (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез, обобщение) — описание результатов словами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: