Дифференциация обучения — комплекс психолого-педагогических, учебно-методических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах.
Дифференциация, 3 основных аспекта: учет индивидуальных особенностей учащихся; группирование учеников на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах.
Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержанием общего образования.
Дифференциация:
Внутренняя — такая организация учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса;
Внешняя — предусматривает организацию обучения в группах с однородным составом учеников, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Виды: по способностям, по интересам, по проектируемой профессии (смешанная, уровневая, профильная).
|
|
Дифференцированное обучение — обучение, для которого характерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются: обучение каждого ученика на уровне возможностей и способностей; приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
Индивидуальное обучение — вариант дифференцированного обучения, при котором учитель взаимодействует с одним учеником или ученик взаимодействует лишь со средствами обучения.
Основная форма учебных занятий при дифференцированном обучении — урок.
Организация учителем внутриклассной дифференциации:
1. определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
2. проведение диагностики по этому критерию;
3. распределение детей по группам с учетом результатов диагностики;
4. выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;
5. реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
6. Диагностика обученности, в соответствии с результатами которой может измениться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Критериями распределения учащихся на гомогенные группы могут служить: отношение (интерес) к предмету; уровни обучаемости или обученности (высокий, средний, низкий); отношение к учебной деятельности (+ или -); психофизиологические особенности человека.
Деление класса на группы условно.