Закономерности воспитания — устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе:
- воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;
- само воспитание стимулирует активность личности;
- в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью;
- в процессе воспитания необходимо открывать перед учениками перспективы их роста;
- выявлять и опираться на положительные качества учащихся;
- возрастные и индивидуальные особенности необходимо учитывать;
- воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;
- необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Принципы воспитания — руководящие идеи к организации и проведению воспитательного процесса:
- принцип научности;
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности;
- принцип гуманизма;
- принцип личностного подхода;
- принцип веры в ребенка;
- принцип сотрудничества педагога с детьми;
- принцип включения личности в значимую деятельность;
- принцип связи воспитания с жизнью;
- принцип общественной направленности воспитания;
- принцип сочетания педагогического управления с инициативой воспитанников — самоуправление;
- принцип опоры на положительное в ученике;
- принцип сочетания прямых и параллельных психологических воздействий
- принцип открытости воспитательных систем.