Подгруппы методов:
- методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности
К этим методам относится создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии и др.
- методы стимулирования долга и ответственности
Представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований, упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование и др.
К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:
- ситуация авансирования доверия (Макаренко) — создаются условия для выражения доверия со стороны других детей и значимого для ребенка взрослого.
- ситуация свободного выбора — школьник ставится перед необходимостью сделать выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.
|
|
- ситуация соотнесения (Лийметс) — ученик оценивает, принимает решение или действует на основе уже имеющегося опыта.
- ситуация успеха (Газман, Караковский и др.) - создается для поддержки группы учащихся, отдельного ученика, для закрепления положительного в их развитии, преодоления их неуверенности в своих силах и т. п.
- ситуация творчества (Караковский) — создаются условия для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.
- ситуация соревнования (Лутошкин) — педагог вызывает у школьников желание быть лучше и соответствующее ему волевое усилие, в результате они достигают лучших показателей в той или иной деятельности.
Соревнование — метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремиться максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками
Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике.
Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные и физические страдания. Наказаниями нельзя злоупотреблять.