Схема психолого-педагогической характеристики

личности ученика (вариант 1)

Общие сведения.
Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

Учебная деятельность.
1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению).

4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления.

5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).

6. Интерес к занятиям и отношение к учению – мотивация учения (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).

Направленность личности учащегося и специальные способности.
1. Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; интерес к чтению - любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).

2. Отметить, есть ли особенные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.), в чем они проявляются. 3. О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике учащихся, начиная с 6 класса).

Дисциплинированность.
1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). 2. Выполнение требований взрослых- (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе.
1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). 2. Отношение к товарищам пб классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен ли к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина). 3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?). 4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

Особенности характера.
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость, уступчивость и т.д.). Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения.

Общественная деятельность и активность.
1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).

2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает общественные события с учителями и товарищами).

3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?

Труд. (Уроки труда, общественно-полезный труд в школе и дома).

1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладением навыком работы.

2. Организованность и дисциплинированность в труде.

3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? Какие виды труда предпочитает?


Общие психолого-педагогические выводы.
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися

(Перечислить адекватные формы помощи – сопровождение дальнейшему развитию данному ученику).

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (вариант 2)

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ.

1.1. Где он живет. Кем работают его родители. Состав семьи, ее материальное положение.

1.2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношение в семье.

1.3. Характер воспитания в семье. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний.

1.4. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде.

1.5. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками.

1.6. Состояние здоровья учащегося (по данным школьного врача).

2. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ.

2.1. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посещение театров, музеев, просмотр телепередач.

2.2. Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям. Внимателен ли на уроке. Как готовит домашнее задание. Умеет ли организовывать учебный труд. Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде (своим и других учащихся).

2.3 Интересы и склонности учащегося. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается и какие внешкольные учреждения посещает. Какой профессией интересуется.

2.4. Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Имеет ли навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни.

2.5. Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию. Как выполняет общественные поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы.

3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЛИЦО И ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ.

3.1. Участие в общественной жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в общественной работе.

3.2. Выполнение общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Умение руководить и подчинятся товарищам.

3.3. Место учащегося в классном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

4.1. Общественное сознание. Мотивы его учебной и общественной работы.

4.2. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность оказать помощь школе. Правдивость и честность, принципиальность и скромность. Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказывает ли им помощь.

4.3. Волевые черты характера. Целеустремленность и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность, упорство, самокритичность. Недостаток воли.

Особенность темперамента учащегося и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных Процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Особенности эмоциональных и интеллектуальных процессов: речи, внимания, память.

Общие психолого-педагогические выводы.
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися

(Перечислить адекватные формы помощи – сопровождение дальнейшему развитию данному ученику).

ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА (вариант 3)

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Состояние здоровья.

3. Описать социальное положение родителей.

4. Взаимоотношения в семье.

5. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

6. Черты характера, акцентуации.

7. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и другие качества – перечислить ….

8. Организованность: самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность.

9. Особенности познавательных и эмоциональных процессов (памяти, речь, мышление воображение и тд.. эмоции), интеллектуальное развитие.

10. Характеристика успеваемости (любимые предметы, нелюбимые предметы).

11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).

12. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе.

13. описание отношениея к родителям, учителям, сверстникам.

14. Описание отношения к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.

16. Участие в общественной работе (в жизни класса и школы).

17. Характер занятий в свободное время (с кем преимущественно общается).

18. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

19. Педагогические выводы и рекомендации (Перечислить адекватные формы помощи – сопровождение дальнейшему развитию данному ученику).

.

.

Примерная схема характеристики учащегося (вариант 4)

1. Общие сведения об ученике.

Фамилия, имя, возраст, класс, национальность, внешний вид, про­фессиональная деятельность (занятие), родителей, внеучебные инте­ресы школьника.

2. Физическое развитие и состояние здоровья.

Особенности физического развития, его соответствие возрасту. Со­стояние здоровья, занятие спортом (если да, то каким видом спорта за­нимается? Спортивные достижения). Имеет ли вредные пристрастия (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др)? (Используются данные из школьного медпункта, беседы с родителями (родственниками), классным руководителем, самим учеником.)

3. Условия семейного воспитания.

Состав семьи, её социальное положение, образование родителей, жилищные и бытовые условия, материальная обеспеченность. Нравственный климат в семье, положительные, отрицательные (если они имеют место) стороны воспитания школьника. Отношение школьника к членам семьи.

4. Интересы школьника.

Учебные и внеучебные интересы. Их устойчивость, диапазон (широкие, локальные), сила, проявления, направленность.

5. Интеллектуальное развитие.

-  Особенности памяти (способ запоминания: зрительная, слуховая, и др.; прочность, быстрота и полнота запоминания и др.).

-  Особенности мышления.

Развитость умений умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификаця, обобщение и др.), склад ума, логичность в суждениях, уровень самостоятельности мышления и др.

-  Особенности внимания.

Устойчивость, переключение, концентрация, степень развития произвольного внимания, умение распределять внимание и др.

-  Уровень развития общеучебных умений.

Умения планировать и организовывать учебную работу, отыскивать нужную информацию. Степень рациональности учебных умений, культура умственного труда и др.

-  Развитие речи.

Запас слов, культура речи, умение рассуждать и делать выводы, грамотность и выразительность речи и др.

6. Способности.

Уровень развития общих умственных способностей. Наличие специальных способностей, их выраженность.

7. Особенности темперамента.

Какой тип темперамента преобладает? Сила-слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.

8. Эмоциональные проявления.

Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и тд.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.

9. Волевые качества.

Целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.

10. Отношение к коллективу учащихся класса и учителям.

Доволен ли своим местом в коллективе? Если нет, то какое бы место (роль) хотел занять? Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класса к ученику, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса? Отношение к ученикам противоположного пола. Какие общественные поручения выполняет? Наличие (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, возможность к предательству и т.д.).

11. Уровень притязаний и самооценка.

Стремление занять то или иное место в классном коллективе, достичь определенной цели в учебе, в жизни, вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, в поступках, в своих личных качествах, внешнем виде и т.д. (завышенная, заниженная, адекватная).

Педагогические выводы и рекомендации (Перечислить адекватные формы помощи – сопровождение дальнейшему развитию данному ученику).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: