Луганський державний університет

внутрішніх справ імені е.о. дідоренка

Кафедра оперативно-розшукової діяльності

Самостійна робота

По предмету: основі боротьби з тероризмом

На тему: Проблема тероризма в латинській америці:соціально-класова специфіка регіона

Виконав:

Курсант 302 взводу

Рядовий міліції

Козачок С.Ф.

Перевірив:

Ханькевич А.М.

На сегодняшний день в мире существует более 500 террористических групп и организаций, которые преследуют разнообразные цели и используют различные средства и способы для их достижения. Удельный вес применяемых средств и способов террористической деятельности неодинаков в различных странах и в разные периоды истории, что связано с идеологиями, традициями, культурой, географическими факторами и т.д., именно это и создает ярко выраженные региональные отличия современного политического терроризма.

Главной отличительной чертой феномена латиноамериканского терроризма, получившего широкую известность с 1960-х годов, на наш взгляд, является его политическая обусловленность, заключающаяся в том, что политические режимы данного региона сохранили оставленную колонизаторами (испанцами и португальцами) классовую структуру общества, приводящую большинство людей к бедности и поощрявшую борьбу за ресурсы представителей среднего и высшего классов. В результате этой борьбы XX век стал свидетелем продолжения классового противостояния в Латинской Америке.

Если в Западной Европе и США правые и левые террористические группы создавались по единой модели и стремились к захвату власти и к уничтожению существующего строя преследуя свои цели, с той лишь разницей, что эти цели правые или левые, карательные отряды в Латинской Америке представляют собой новое течение терроризма. Дело в том, что эти отряды борются за сохранение власти, а не за ее свержение.

Карательные отряды, т.н. «эскадроны смерти», возникли в Латинской Америке тогда, когда люди, облеченные властью, почувствовали, что их позициям начинают угрожать и что правительства делают очень мало для того, чтобы предотвратить превращение угроз в реалии. Впервые карательные отряды появились в Бразилии в 1960-х гг. и были сформированы из отрядов городских полицейских агентов. Они развернули деятельность по вовлечению в свои ряды представителей военных сил и постепенно стали привычными для многих стран Латинской Америки.

Если в левом террористическом движении преобладают люди в возрасте от 18 до 25-30 лет, большинство из которых являются представителями интеллигенции: инженеры, врачи, учителя, банковские служащие и студенты, то в правом спектре доминируют люди в возрасте от 40-45 до 50 лет, большинство из которых – бывшие работники МВД и отставные военные. Что касается половой принадлежности, то женщины преобладают в левых группировках и практически не представлены в правых «эскадронах смерти».

Все карательные отряды в Латинской Америке имеют прочную экономическую и теоретическую базу. Члены этих отрядов изучали работы Эрнесто Че Гевары («Партизанская война») и Хуана Карлоса Маригеллы («За освобождение Бразилии», «Мини-учебник по городской герилье») и пришли к выводу, что террористическая оппозиция существует благодаря покорности и бездействию правительственных структур.

Цель карательных отрядов - физическое уничтожение участников оппозиционных сил, когда закон и правительство не в состоянии сделать это. Деятельность подобных организаций представляла собой похищения и убийства своих противников. Однако данная практика вскоре была дополнена рядом нововведений. Члены «эскадронов смерти» пришли к выводу, что атмосфера постоянного страха имеет такой же, если не больший, эффект, как и физическое устранение оппонента; их насилие стало символическим, и к убийствам были добавлены пытки жертв. Пытки, по мнению контрреволюционеров, являются наиболее эффективным способом «ответить» революционной оппозиции. Они «лучше», чем простое убийство, потому что потенциальные жертвы знают, что их ожидает, если они попадут в руки карательных отрядов. Таким образом, применение похищений и дальнейших пыток становится излюбленным средством «эскадронов смерти».

Деятельность карательных отрядов приводит к массовым убийствам и «исчезновению» людей. Так, например, в конце 1970-х гг., в период пика активности аргентинских карательных отрядов, «исчезли» тысячи людей.

«Эскадроны смерти» представляют собой еще особую форму латиноамериканского терроризма и должны рассматриваться совместно с другими моделями латиноамериканского насилия. С определенной долей допущения можно утверждать, что революционеры и контрреволюционеры появились из «одного источника». Карательные отряды существуют помимо правительственной власти и, следовательно, отделены от государственного террора, который является постоянной проблемой латиноамериканского региона.

Согласно Э.Даффу и Дж.МакКаманту, латиноамериканское насилие - это результат постоянной политической нестабильности региона. Почти все политическое насилие, включая и терроризм, - это результат специфических условий внутри страны.

Для того чтобы нация жила в мире, отмечают они, должно быть наличие стабильной экономики, развитых социальных институтов и правительственной политики, которая бы отстаивала идею благосостояния большинства своих граждан. После количественного анализа большого числа источников данные исследователи пришли к выводу, что правительства в социально сплоченных обществах менее других настроены на политическое насилие. Основной проблемой Латинской Америки, по их мнению, является то, что политика большинства правительств региона направлена не на формирование внутренней сплоченности общества, а наоборот, приводит к нестабильности и расколу.

Э.Гальперин в своей работе «Терроризм в Латинской Америке» утверждает, что «проявление терроризма в Латинской Америке связано с интенсивным соревнованием за чрезвычайно ограниченные финансовые ресурсы».

Гальперин считает, что для осознания данного утверждения необходимо проанализировать исторический опыт политических режимов Латинской Америки. После взятия власти в каком-либо латиноамериканском государстве новые правители награждают своих последователей и распределяют лучшие позиции между людьми, поддерживающими режим.

Гальперин подчеркивает, что подобная схема развилась из классовых отношений XIX века. Современные революционеры используют идеологию марксизма или какие-либо иные идеи, но реальная проблема Латинской Америки - это непрекращающаяся борьба за ограниченные ресурсы.

Для подтверждения своих взглядов Гальперин исследовал классовые отношения и роль образования в регионе. Латинская Америка, и с этим необходимо считаться, сохраняет двухуровневую классовую систему, состоящую из высших классов и остальной массы людей. За исключением Аргентины, утверждает Э.Гальперин, представители рабочего класса и выходцы из сельской местности практически не имеют политической власти. Правительства могут позволить себе игнорировать их, потому что население имеет малое политическое влияние.

Таким образом, узурпировав власть и научившись пренебрегать низшим классом, правительства Латинской Америки заботятся только о высшем классе. Поэтому высший класс и крайне немногочисленный образованный средний класс сохраняют верность латиноамериканским правительствам. Следовательно, почти вся правительственная политика направлена на умиротворение именно этих классов, что достигается в первую очередь предоставлением им определенных экономических возможностей.

Гальперин считает, что высший и особенно средний классы удерживают свои позиции благодаря образованию, которое в Латинской Америке чрезвычайно уважаемо (является символом принадлежности к верхушке общества), так как позволяет обеспечивать функционирование государства. Это, в свою очередь, дает образованию специфическую власть. Проблема развития региона в том, что экономика не может достаточно быстро впитать наплыв выпускников вузов и колледжей. В результате наступает безработица в высших слоях общества, которая возможна потому, что экономические ресурсы Латинской Америки очень ограничены. Начинается борьба за ресурсы среди представителей высших классов.

Необходимо отметить особую роль латиноамериканского студенчества, почти всегда выступающего за идеалы правосудия и свободы. Однако эти идеалы никогда не достигаются, потому что истинная цель студенческой активности - достигнуть власти для своей группы и в последствии персональной власти и престижа. Это не означает, что студенты игнорируют идеи правосудия, они не могут достигнуть этих идеалов, как бы сильно не старались. Виной тому - ограниченные ресурсы и бедность, отсутствие денег для осуществления классовой революции или установления действительной демократии.

Таким образом, анализируя работу Э.Гальперина, можно предположить, что борьба за экономическое вознаграждение среди высших классов никогда не кончится, и это создает основу политического насилия в Латинской Америке. В этом кроются причины терроризма и партизанской войны, являющихся отражением борьбы представителей высших классов за ограниченное количество ресурсов.

Основная масса латиноамериканских террористов - студенты, которые не имеют социальных связей, но стремятся к успеху. Именно поэтому местные террористические группы редко поддерживаются рабочим классом.

Таким образом, Латинская Америка представляет собой своеобразный вариант развития терроризма, понимание которого вряд ли возможно без учета культуры, традиций и специфики региона. К ним, на наш взгляд, можно отнести следующие проблемы:

Проблема бедности, которая заключается в наличии такой классовой структуры общества, при которой большая часть населения региона находится в крайней нищете, что создает революционную ситуацию, согласно точке зрения У.Ле Фебра.

Проблема множества культур, так как Латинская Америка представляет собой переплетение различных культурных моделей: иберийского наследия и культур различных местных индейских групп.

Неоколониализм, заключающийся в постоянной готовности США вмешаться в дела региона, исходя из собственных политических и экономических интересов. Поддержка могущественным «северным соседом» любых режимов, выступающих с антикоммунистической идеологией, независимо от их внутренней политики.

Нестабильность политической ситуации в большинстве стран региона, постоянная борьба за ресурсы среди представителей среднего и высшего класса, а также использование государственного репрессивного аппарата для удержания власти.

На территории республики Эль-Сальвадор действует одна из наиболее крупных левых группировок - Фронт Национального Освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ). Сформирована в конце 1970-х гг., когда левые группы Сальвадора решили объединиться под общим знаменем. ФНОФМ представляет собой коалицию партизанских групп, часть из которых практикует терроризм. ФНОФМ составляют: Народные Силы Освобождения (коммунистическая группа, основана в 1970 г.), Народная Революционная Армия (террористическая группировка, основана в 1971 г.), Фронт Действий Объединенного Народа (политическая партия городских рабочих, присоединившихся к партизанам, основана в 1974 г.), Народный Революционный Блок (партизанская организация, основана в 1974 г.), Народные Союзы 28 Февраля (партизанская группа из трущоб Сальвадора, создана в 1977 г.), Вооруженные Силы Национального Сопротивления (партизанская группировка, основана в 1974 г.), Народная Революционная Армия Вооруженных Сил Национального Сопротивления (откололась в 1974 г. от ВСНС, цель - городской терроризм).

Группировка «Орден», действовавшая на территории города Сальвадор (республика Эль-Сальвадор), состояла из представителей национальной гвардии, полицейских и гражданских лиц, придерживавшихся правых взглядов. Основная тактика группировки состояла в похищении подозрительных лиц, замеченных в связях с революционерами или в приверженности левым взглядам. Жертвы группировки подвергались пыткам и убивались либо сдавались в полицейские участки с надуманными обвинениями в их адрес. От жертв избавлялись за пределами столицы. На лбу или на груди обычно вырезались буквы ЕМ (первые буквы испанских слов «отряд смерти»). Группа была замешана в организации и осуществлении убийства католического архиепископа О.Ромеро.

В одной из наиболее известных латиноамериканских террористических организаций, уругвайском «Движении за национальное освобождение» или организации «Тупамарос» в период пика популярности из 5 тысяч человек участников было всего 12 рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: