В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности учителя по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности - формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности. Под стилем деятельности понимают устойчивую систему приемов и способов организации и выполнения человеком своей работы.
Индивидуальный стиль может формироваться не только сознательно, целенаправленно, но и стихийно.
Стихийное формирование стиля деятельности обусловлено, как правило, склонностью человека к тому или иному способу выполнения деятельности, которая возникает как следствие имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и темперамента (эмоциональной возбудимости, ригидности, общительности).
Сознательное, целесообразное формирование стиля может базироваться на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей. Однако такой способ требует либо глубокого самопознания, либо направляющих воздействий со стороны более опытного педагога.
|
|
Способствует формированию стиля деятельности положительное отношение студента к будущей профессии, а также высокий уровень его интеллектуального развития.
Выделяют стили деятельности, характеризующие подготовку к уроку; стили побуждения учащихся к учению; стили подачи учебного материала.
Индивидуальный стиль учителя как система его деятельности, ее функций и иерархического строения может быть охарактеризован следующим образом:
Содержательные характеристики:1) преимущественная ориентация учителя: а) на процесс обучения, б) на процесс и результаты обучения, в) на результаты обучения;
2) адекватность - неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
3) оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
4) рефлексивность - интуитивность.
Динамические характеристики:1) гибкость - традиционность;
2) импульсивность - осторожность;
3) устойчивость- неустойчивость по отношению к меняющейся ситуации;
4) стабильно эмоционально-положительное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное отношение;
5) наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности;
б) в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства – направленность на других.
Результативные характеристики:1) однородность - неоднородность уровня знаний учащихся;
2) стабильность - неустойчивость у учащихся навыков учения;
|
|
3) высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
Исходя из отмеченного ранее, важно подчеркнуть интегрированность стиля педагогической деятельности. Так, индивидуализированность мышления основана на личностных особенностях профессионального мастерства субъекта педагогического труда.
Характеризуя деятельность учителя на уроке в целом, выделяют следующие стили деятельности учителей: эмоционально-импровизированный, эмоционально-методический, рассуждающее-импровизационный и рассуждающее-методический.
При эмоционально-импровизационном стиле учитель ориентируется преимущественно на процесс обучения. Для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный оставляет для самостоятельного изучения. Ориентируется в основном на сильных учеников. Использует разнообразные методы обучения, но мало заботится о повторении и закреплении материала, о контроле знаний и умений учащихся.
Учитель, которому свойственен эмоционально-методический стиль, ориентирован как на процесс, так и на результат. Учебный материал отрабатывает поэтапно, работает над повторением и закреплением материала, регулярно осуществляет контроль. Деятельность учителя характеризуется высокой оперативностью. Стремится активизировать деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета.
Рассуждающее-импровизационный стиль сходен с предыдущим, но характеризуется меньшей избирательностью в варьировании методов обучения. Темп проведения урока замедлен. Характерен консерватизм.
Рассуждающее-методический стиль характеризуется ориентацией учителя на результат обучения. Консервативен в использовании средств и способов педагогической деятельности. Предпочитает репродуктивную деятельность учащихся. Неоперативен в реакциях на изменение ситуации на уроке.
У учителей-женщин отмечено большее, чем у учителей-мужчин стремление к показу и объяснению учебного материала, они чаще задают вопросы и дополняют ответы учащихся, чаще дают им как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки. Указания, требования, ультимативные рекомендации, команды, прямые распоряжения чаще используют учителя-мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы. В воспитательной работе они обращают больше внимания на внешнюю и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения ученика. Таким образом, руководство учителя-мужичины более авторитарно по характеру, чем руководство учителя-женщины. Проявляется это и в более частом использовании первыми дисциплинирующих замечаний ученикам.