Психология личности педагога. Место педагога в современном обществе

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это такие факторы, как методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другие.

Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Психологические требования к личности педагога

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, Где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из этих качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо станет хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества составляют индивидуальность педагога, в силу которых каждый хороший учитель представляет собой уникальную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования зависит от тех преобразований, которые происходят в социальном мире, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя установить эти требования, необходимо сделать следующее:

Правильно оценить тенденции политического, социального, экономического развития общества.

Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на такие два вопроса.

Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, окончивший среднюю школу?

Каким должен стать современный педагог, обеспечивший формирование и развитие личности, необходимой обществу?

Главная тенденция современного прогрессивного развития общества - демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места. Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения; усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Прежде всего - умение жить в условиях расширяющейся демократии, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой - отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности.

Новое время требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Для того чтобы сделать учащегося личностью сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами систематически развивать их у себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: