Учение о сущности тела

[48б] Затем, сразу же после разъяснения анатомии созданного тела, риши Ригби-Ешей повел такую речь. Вот что он сказал:

— Великий риши Мудрость Познания вместе с соратниками, хорошо слушайте, удерживайте в уме, и я буду говорить. Так наставив, (сказал):

— Из семи описанных видов анатомической структуры и т. д. вышеуказанного созданного тела четвертый — это сущность тела, которая имеет двоякий характер:

[49а] структуры поражаемой субстанции и структуры поражающих факторов. Если подумать, то не являются ли они обе основой того, что называется телом, составленным из скандх?

Три вида сущностей, заключающихся в естестве неизмененного тела — болезненные основы, составляющие тела и нечистоты — взаимно опираясь одна на другую, либо не опираясь, являясь грубым способом формирования человека, вначале создают тело, затем устраивают (его), затем разрушают. Поскольку во все эти периоды они являются как бы корнем того, что называется телом, оно существует.

Из поражаемого и поражающего первое — поражаемая субстанция —описывается по пяти пунктам:

1) Описание классификации поражаемого;

2) описание функций каждой (составляющей) поражаемого;

3) описание огненной теплоты как основной причины способа образования этих поражаемых;

4) Описание того, каким образом огненная теплота создает поражаемые (сущности);

5) а в завершение описание времени образования результатов се (активности).

Классификация поражаемых (сущностей) тела описывается по пяти пунктам. Из них первый включает описание классификации по (1) составляющим тела и (2) нечистотам.

Из них:

(1) Классификация составляющих тела следующая - сок пищи, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя. Итого описывается семь.

(2) Классификация нечистот следующая: моча, кал, пот; сюда же входят и нечистоты, появляющиеся из зубов, ногтей, из других отверстий. Этим словом также определяются как поражаемые субстанции те нечистоты, которые, будучи поражаемым, не истощают составляющих тела.

[49б] Из этих десяти поражаемых (первое) — питательный сок. Его функции заключаются в развитии, увеличении других шести поражаемых, в особенности крови.

Функции крови — в основном формировать увлажняемые части тела и, в особенности, насыщать жизнь, т. с. преимущественно создавать опору жизни для живых существ.

Функции мяса—через внешние, внутренние и промежуточные части тела, подобно глине одевать (тело).

Функции жира — питать все части тела.

Функции костей — в основном придавать форму этому телу из мяса.

Функции костного мозга — превратить великий сок и вожделение в семя.

Функции семени — вообще придавать здоровый вид; кроме того — оплодотворять матку.

Таким же образом функции кала направлены на снабжение внутренней пищей желудка кишок и других внутренностей.

Функции мочи — задерживая жидкие отбросы, находящиеся во внутренностях, разлагать вязкие (вещества) и выводить (их).

Функции пота — смягчать кожу — поддерживать поры тела незасоренными.

(3) То, что служит основой переваривания съеденного и выпитого, определяется как огненная теплота, она же пищеварительная желчь, которая упомянута первой среди пяти видов желчи. Хотя она и является главной и высшей переваривающей все огненной теплотой, также и части теплоты каждой из болезненных основ: ветра и других — всего трех, из составляющих тела: питательного сока и других — всего семи, из нечистот: кала и других — всего трех- известны как огненная теплота.

[50а] Если так описанные общий и частный (виды) огненной теплоты обладают силой переваривания, они увеличивают благодаря этому безболезненность, способность к труду, хороший и здоровый вид, долготу жизни, силу других огненных теплот пищеварительного сока и других составляющих тела. Она, находясь внутри желудка в промежутке между переваренным и непереваренным, хорошо разделяет сок и осадок всей съеденной и выпитой пищи. Осадки удаляются через выход из места переваривания, непереваренная пища задерживается в месте пищеварения.

Затем эта переваривающая желчь, если она обладает силой, переваривает (пищу) и обогащает питательный сок, а осадки удаляет вниз.

Если же пищеварительная сила мала, съеденная пища не способна перевариться, и эта готовая (питательная смесь) удаляется через анус, вычищается. Если же мала пищеварительная сила и (пища) не способна перевариться, но также нет силы и удалить (непереваренное), внутри желудка пухнет и образуются комки. Например, если негодная (пища) доходит до перемычки, там ей хода нет. Следовательно, при большой силе огненной теплоты она является основной причиной развития и увеличения составляющих тела — питательного сока съеденной пищи и других, хорошего вида, сил и т. д. по порядку. Однако если сила огненной теплоты мала, съеденная пища не переваривается, и потому не развивается питательный сок и др. составляющие тела, здоровый вид и силы. Так в уме [50б] уяснив, принимая теплые огненные напитки и пищу и ведя легкий образ жизни в соответствии с Дхармой, принимая лекарство «гранат 4» и другие, если всегда устанавливаться в деяниях сохранения огненной теплоты станешь обладателем телесных сил и продлишь жизнь. Если жить беспорядочно, поступать наоборот, этого не достигнешь.

Способ переваривания съеденной пищи этой огненной теплотой следующий.

Вся съеденная пища и выпитые напитки вначале активностью «ветра жизни» проталкиваются через горло и входят в желудок. В это время части выпитого глотками разрушаются, (съеденное) смягчается сущностью жира, затем «огнеподобным» ветром раздувается обладающая сущностью огня пищеварительная желчь, и этой пламенеющей энергией жара растопив находящееся в желудке, она приобретает способность переваривания. Например, это подобно тому, как, поместив лекарство в кастрюльку и т.д., его снаружи, с помощью огня мехов кипятят и плавят; здесь также — так вскипятив, переваривают. Если этот способ переваривания поставить в зависимость от грубости (пищи) то, во-первых, во время попадания в желудок всего съеденного пища и питье, относящиеся к шести вкусам, вначале тщательно разлагаются «разлагающей» слизью, а так как их (еды и питья) содержание представляет сущность земли и воды, они по большей части имеют слегка сладкий вкус, и приобретая соответствие с признаками «пенящихся слизей», придают немного сил этой «разлагающей» слизи. Затем эти «пенящиеся» теплом переваривающей желчи расплавляются и энергию огня делают очень жаркой,

[51а] Опираясь на функции остатка упомянутой земли, вкус большей частью становится слегка кислым и придает немного силы этим «переваривающим» желчам.

Сок же, расплавленный «переваривающей» (желчью), в завершение «огнеподобным» ветром разделяется на питательный сок и осадок и в это время становится слегка горьким, он придает немного силы также «огнеподобному» ветру. Это происходит во время завершения процесса (переваривания). Причинная связь здесь такова: по большей части, «огненный» ветер соответственно рождает горячий вкус; жар не порождает ветер, а в силу порождения ветра горечью он (горячий вкус) в соответствии с основным «Восьмичленным» комментарием определяется как горький.

Таким образом, эта обладающая пятью (великими) элементами пища в (соответствующих) местах прежних комментариев ясно не описывается, а из современных врачей, хотя (этот) вопрос тщательно исследуется, кто только ни пытался дать ясный ответ, (подходя) с обратной стороны (логического) метода, (предлагая) отписку на вопрос! — Лечимое тело и лекарственное питание в главах своих (книг авторы) подробно описывают как состоящие из пяти (великих) элементов. Например, «пища элемента «земля» развивает и образует мясо, кости и обоняние»; таким же образом всеми понимается образование каждой отдельной сущности тела из пищи, (обладающей сущностью) каждого отдельного элемента, и речь ведется о пище, обладающей пятью (признаками).

В грамматической сутре «Калапа»4 и других не разъясняется то, что собрано здесь (в этом комментарии).

Подобно этому во всех толковых словарях, если в них объясняются пять влиятельных элементов, утверждается, что в связанной с ними пище каждый из этих элементов исполняет свою функцию, но (разъяснение этого) подобно всей пятерице опирается на непонятные слова прежних тантр. И хотя «Тантра руки», комментарии и др. к познанию пищи не обращаются, узнавание вкуса (пяти великих) элементов описывается [51б] подобно описанию вкуса лекарств в главе девятнадцатой как все шесть вкусов. Так, лекарством из миробалана хэбула, который обладает пятью или шестью вкусами (начиная) от терпкого, устраняются все болезни. Подобно (этому) нужна также пища пяти-шести вкусов. Если это выразить по методу современных ученых, (получится следующее), (Например,) на разговорном языке индийцев слово муласэта означает: 1) молочный сироп, получаемый из нижней части белого тибетского подснежника; 2) гнида; 3) приглашение ко льву; (в медицине это —)пища, известная как финики, растет в районе индийской Бхатраны, ствол цвета чая, листья зеленые, плодоносит. Несозревшая бывает разного цвета, после созревания похожа на миробалан с соответствующим круглым отверстием — так утверждает Сypxapбa. Эти два (миробалан и муласэта) являются главными (растениями), порождающими необходимую силу всех шести вкусов. И подобно тому, как они необходимо определяются как пища, обладающая пятью (великими) элементами, пятерица элементов тела увеличивается и развивается качествами пищи, обладающей силой олицетворяемых ею пяти элементов.

(5) Как же проиходит процесс (пищеварения)? — Можно представить его себе так. В желудке слизь и желчь разлагают пищу, при последующем переваривании растопленной (пищи) «огнеподобным» (ветром) отделяются один от другого питательный сок и осадок. Осадок поступает внутрь пустых кишок, вновь разделяется на вязкую и жидкую (части): вязкая (субстанция), проникнув внутрь черной кишки, становится калом. Жидкая часть по внутренним каналам входит в ргйу-кхрог и мньэ-ма (?)и через связь с мочевым пузырем превращается в мочу. Все основы семи соков и составляющие тела каждая своей собственной теплотой вызревают, и здесь мы говорим о том, что способ (этого) созре­вания (осуществляется) не только и преимущественно одной лишь огненной теплотой. В конечном счете, для составляющих тела в их собственных местах. [52а] имеется три способа разложения, переваривания и разделения на сок и осадок активностью слизи, желчи и ветра. Если бы это было не так, об этих трех нельзя было бы с необходимостью утверждать, что они в желудке обладают равной силой. А также соки и осадки вместе обязательно доходили бы к составляющим тела. Вот почему так.

Сок пищи вначале вышеуказанным способом через желудок по девяти каналам принятия сока по порядку проходит через каналы печени и доходит до сосуда осадка семени и крови (сам-сэу). Этот первоначальный сок по мере проникновения в печень подвергается воздействию находящихся в печени слизи, желчи и ветра. Его соки превращаются только в кровь. По мере проникновения соков крови в мясо, эти ее соки превращаются только в мясо. Таким же образом (происходит) с соками мяса — по мере прникновения их в жир из их соков образуется жир. Из соков жира образуются кости, из соков костей образуется костный мозг, из сока костного мозга - семя, которое образует белую и красную субстанции. Как можно представить образование осадков только что упомянутых (сущностей)?

— Осадок пищи становится калом и мочей, как это описано выше. Когда сок (пищи) достигает печени, его осадок становится «разлагающей» слизью. Осадок крови — желчь полых органов. Осадок мяса — нечистоты, выводящиеся через 9 отверстий — глаза, уши и т. д. Осадок жира порождает жир на теле (накожный жир) и пот.

[52б] Осадок костей — зубы, ногти, волоски (на теле). Осадок костного мозга — кожа, кал, сало, глазные выделения. Осадок семени сочится вниз и последовательно превращается в зародыш оплодотворенной матки. Следует знать, что подобным же образом все эти осадки (в свою очередь) де­лятся на соки и осадки.

Тело всех соков — земля; сок же седьмой составляющей — семени превращается в тонкое семя. Оно является высочайшим (продуктом жизнедеятельности тела); хотя оно находится преимущественно в сердце, его энергия охватывает все тело. Оно является опорой продолжительности жизни, придает лоск и хороший вид. С одной стороны, время полной реализации плодов этих соков съеденного и выпитого точно не установлено, (но) если это сделать грубо, то время превращения соков, образующихся из размельчающихся в желудке потребленных пищи и напитков, в конечный (продукт) составляющих тела — в тонкое семя — составляет 6 суток. В первые сутки эти соки превращаются в кровь, на вторые сутки кровь превращается в мясо, подобным же образом на третьи сутки мясо превращается в костную ткань, на пятые сутки эта костная ткань превращается в костный мозг, на шестые сутки костный мозг превращается в семя. Но когда семя порождается похотью, лекарствами типа сро-ма-та-гэ (вид конопли) и пр. мгновенно, либо же когда оно порождается некоторыми лекарствами, такими как ятрышник и др., некоторыми видами пищи из напитков, такими как молоко, мясной бульон и др., за известное время, то [53а] определить скорость протекания процесса (преобразования пищи в конечный продукт— семя) невозможно.

Идем дальше. Сильный яд и его противоядие оба действуют мгновенно. Действие же некоторых составных ядов может растягиваться на многие годы. Действие успокаивающих и очищающих лекарств, принимаемых обычно при заболеваниях, вызванных сложными болезнями, осуществляется обычно в течение одних суток. Здесь следует учитывать то, что отдельных видов острых сложных (заболеваний) очень много и множество их несхожи (между собой).

(Второе). В отличие от поражаемого, поражающий (фактор), «виновники», если их примерно описать, описываются по 8 пунктам:

(1) Классификация виновников».

(2) Способ образования этих «виновников» в матке матери.

(3) Эти «виновники» определяют размеры частей (тела).

(4) Повышение и понижение огненной теплоты желудка под влиянием этих «виновников».

(5) Твердость и мягкость живота под их влиянием.

(6) Локализация «виновников».

(7) Функции «виновников».

(8) Характеристика «виновников».

Если специально классифицировать «виновников» как болезненные основы, они суть ветер, желчь и слизь. Их (порождающей) причиной является проявление страсти, гнева и омраченности, (их специфической) сущностью - проявление равности, жара и холода. Их можно сравнить с посредником, истцом и ответчиком. Плоды (их активности) - болезни изменения (естественного состояния тела-ума), известные как (расстройства) ветра, желчи и слизи. Противодействием являются лекарства «земли, воды и огня». С этой точки зрения число «виновников» - болезненных основ - также составляет только три. Когда признаки проявления ветра, желчи и слизи появляются именно в такой (естественной) последовательности, [53б] эта троица виновников - болезненных основ - при неизмененной локализации и количественной характеристике, когда каждый из них локализуется в свеем месте, обеспечивает пребывание этого тела в неболезненном, здоровом состоянии.

Если изменяется их собственная локализация и количественная характеристика и они неадекватным функционированием причиняют ущерб составляющим тела и другим поражаемым, то они становятся причиной разрушения тела.

Если упомянутых «виновников» объединить по генезису, то в итоге их будет только три вида. Однако подобно тому, как для групп болезней (внутри) их класса имеется своя классификация, а также и

(А) Ветер подразделяется на пять видов:

(1) Держатель жизни (срог 'дзин)

(2) Поднимающий вверх (гйэн ргйу)

(3) Всеохватывающий (кхйаб бйэд)

(4) Огнеподобный (мэ мньам — сопровожд. огонь)

5) Очищающий вниз (тхур сэл).

(Б) Желчь подразделяется на пять видов:

1) Переваривающая ('джу бйэд)

2) Превращающая в тонкое семя (мдангс бсгйур)

3) Осуществляющая (сгруб бйэд)

4) Обеспечивающая видение (мтхонг бйэд)

5) Проясняющая цвет (мдог гсал).

(В) Слизь подразделяется на пять видов:

1) Поддерживающая (ртэн бйэд)

2) Разлагающая (мьаг бйэд)

3) Осуществляющая (различение) вкуса (мйонг бйэд)

4) Удовлетворяющая (цхим бйэд)

5) Соединяющая ('бйор бйэд)

(Второе). Учение о способе образования в матке этих трех «виновников» заключается в следующем.

Каждое тело как таковое сперва, до его формирования, развития и рождения, образуется только из наличной сущности трех «виновников» в семени и «крови», которые имеются у отца (семя) и матери («кровь»)5.

Также, например, есть (деревья), имеющие сущность яда, лишающего жизни обычных существ. Поддерживаемые именно этим ядом, тела червей, обитающих внутри этих деревьев, порождаются ядом. Здесь (при зачатии) также наблюдается нечто подобное. Основополагающей причиной (образования) каждого отдельного тела являются в той или иной мере «виновники» семени и «крови». Но это не все — во время нахождения (плода) в матке в силу особенностей питания и образа жизни матери [54а] содержание «виновников» (плода) изменяется.

(Третье). Каким же образом, в таком случае, на самом деле устанавливаются сущности тела семи видов?

— Если и в семени и в «крови» преобладает ветер, а питание матери будет по преимуществу грубым и образ жизни легким, то тело новорожденного будет малым по размеру.

Подобным же образом, при условии преобладания желчи (и соответствующем образе жизни и питании) тело будет средним по размеру.

При условии преобладания слизи тело будет большим по размеру.

При условии сочетания этих трех в равных долях рождение происходит с превосходными формами и другими качествами.

Тело, рождающееся от условий и причин совместного наличия ветра и желчи, слизи и ветра, слизи и желчи, будет также обладать всеми (соответствующими) формами и качествами и будет неболезненным. Однако эти три (двусоставных вида) намного поевосходят первые (три) чистых вида, но намного хуже обладающего сущностью (всех трех) вместе — они представляют средний (вид).

(Четвертое). Сущности тела предстают в семи бесподобных видах, таким же образом локализующаяся в желудке огненная теплота также разделяется на 4 или 7 видов.

Из-за большой силы «огнеподобного» ветра величина огненной теплоты проявляется не равномерно и не (строго) определенно. При увеличении силы «переваривающей» желчи огненная теплота очень остра. При увеличении силы «разлагающей» слизи огненная теплота мала. При общей равной доле (участия) этих трех величина огненной теплоты постоянна. Три составных (вида) определяются как сказано выше (о ветре-желчи, слизи-ветре и слизи-желчи). Если этого не оговорить, то сами по себе слова «огненная теплота желудка» ничего не значат, [54б] содержание (этого понятия зависит от) определения (ее) энергии.

(Пятое). Различение твердости и мягкости живота.

Вызывание послабления вниз. Если при принятии послабляющих лекарств «ветра» и пищи, имеющей сущность земли-воды, (в теле) будет преобладать ветер, живот будет твердым и принятие даже сильных (острых — рнон по) слабительных не вызывает послабления из-за сухости. Если преобладает желчь, из-за влажности (живот) мягок, и нет необходимости вызывать послабление, т. к. даже очень слабые (бртул — тупые) слабительные лекарства вызывают эффект.

Если преобладает слизь, то хотя сущность (ее) представляет природу земли и воды, а функция — переваривание, в ней нет энергии послабления, а если (при этом) активны два предыдущих (виновника), живот становится средним, слабительное обладает силой послабления. Принятием молока, пенок и прочего - послабление не вызывается, эта пища соответствует твердости и мягкости.

Иначе говоря, следует знать, что такой живот, (в перечислении) последний, (содержащий) в равно: мере трех «виновников», (бывает) твердым, мягким и средним, а также острым, тупым и ровным; в случае преобладания одного из трех (дву-) составных (сочетаний «виновников») живот также бывает острым, тупым и средним; при сочетании всех трех он бывает очень большим.

(Шестое). Локализация телесных «виновников» — ветра, желчи и слизи. Вообще они охватывают все, включая мельчайшие частицы тела, однако же имеют и свою локализацию. Если учитывать (их) основную (сферу) деятельности, то (рассматривая их) снизу вверх, ветер, желчь и слизь последовательно локализуются в нижней части тела ниже средца и пупка, в средней части тела между сердцем и пупком и в верхней части тела выше сердца.

(Седьмое). Функции «виновников». Их три вида: (функции) ветра, желчи и слизи.

Первое — функции ветра: извлечение дыхания вверх; вдыхание внутрь; движение в области санскар (элементов-движителей) тела; наслаждение деяниями и вхождение в деяния тела, речи и ума; удаление кала, мочи, соплей и т. д.; [55а] благополучное перемещение по их полостям питательного сока и других поражаемых — семи составляющих тела и исполнение (ими их функций); прояснение воспринятых форм объектов и других (их свойств) каждым из пяти либо шести6 органов чувств — глазом и другими. С этой точки зрения (ветер) не поражает это тело, а поддерживает его.

Таким же образом рассматриваются функции желчи — в силу свойств огненной теплоты и других (ее свойств) осуществляется быстрое плавление (пищи), принятием пищи удовлетворяется вновь и вновь возникающий из-за голода и жажды аппетит; также быстро осуществляется переваривание; проясняются теплота и внешний вид тела; обеспечивается бесстрашие во всех поступках и блистательный ум во всех начинаниях.

Слизь же приумножает и укрепляет тело и ум; прогоняет сон; сочетая суставы костей, обеспечивает их связь; продлевая чистую нить (сознания), увеличивает терпение в делах и способность переносить (причиняемый) вред; обеспечивает белизну и мягкость всех внешних и внутренних частей тела.

Указанные функции этих двух (последних) не отчуждены от функций собствнной сути каждого, именно они поддерживают тело.

Завершив описание общих функций и локализации трех «виновников», (приступаем к описанию) частной классификации их, по пяти (параметрам) каждого.

Первое. Из пяти видов ветра первый — это ветер, называемый «держатель жизни». Он локализуется преимущественно в головной чакре «великого блаженства», в некотором смысле он есть жизнедержащий ветер великой жизни. Являясь корнем всех ветров, он функционирует в совместной подвижности сознания и подверженного эмоциональным аффектом ума. По сути, он через центр одной трети Авадхути всенаполняюшим способом локализуется в середине головы. [55б] Способ функционирования — приводит в движение дыхательное горло и грудь, (обеспечивает) проглатывание пищи, дыхание, слюновыделение, чихание, отрыжку; проясняя умственные способности, глаза и другие органы чувств, не позволяя расстроиться мыслительному аппарату, удерживает их во взаимном единстве.

В «Пагсам Чжон-шинг» и многих других комментариях, трактующих «Чжуд-ши» с иных позиций, опровергается это, утверждается, что «держатель жизни» находится в сердце. Так, Учитель Сурхарба Лодой-чжалбо ссылается на следующий отрывок из Калачакры: «На лепестках жизненного, очищающего вниз, равно пребывающего, лотосового, драгоценного ветров (находятся), следующие ветры: поднимающий вверх ветер, ветер (все) охватывающего нага, ветер черепахи, ветер хамелеона, ветер Дэвадатты, или Дахананджая. Эти 10 ветров истинно помещаются на пупочной чакре по разделению их функций». В «Непосредственной передаче» (сказано): «Вверху и внизу от пупочной чакры движутся держатель жизни и очищающий вниз, в других восьми направлениях (по сторонам света и в промежутках) движутся 8 остальных ветров», и вовсе не утверждается, что держатель жизни в сердце, а всеохватывающий на макушке локализуются. На этом указывается в других тантрах. Так, в «Ваджрамале» пояснительной тантры Гухьясамаджи сказано: «Вот высшие признаки ветров. Ветер жизни локализуется в сердце, он возник из особого генезиса Акшобхьи. У половых органов локализуется очищающий вниз ветер, это особое порождение Раткасамбхавы. Движущий вверх локализуется на уровне горла, он представляет сущность Амитабхи. Огнеподобно-пребывающий локализуется у пупа, имеет сущность Амогхасидхи7. Всеохватывающий находится во всех членах, он благословлен Вайрочаной». Согласно сказанному в «Светильнике времени практики» и в других тантрах, [56а] положения, обычно принимаемые в литературе иных традиций, как правило, неприемлемы.

Но вследствие того, что медицина несколько не совпадают с (положениями) новых сокровенных тантр, это (положение) в традиции (медицины) Владыка в «Восьмичленном» излагает так: «Всеохватывающий находится в сердце и во всем теле. Он охватывает все и очень быстро движется, поднимается и собирается». Об этом (ветре) в собственном комментарии (автора) сказано: «Ветер, называемый всеохватывающим, заполняет сердце и (там) пребывает» и так далее. То же утверждается и в «Сомарадже», «Сущности нектара малой тантры», во многом высших и низших (разделах) самой (медицинской) тантры. Например, в «Тантре наставлений» сказано: «Ветер держатель жизни умащением кунжутным маслом смягчается. Принятием мягкого лекарства для носа (этот) ветер гасится, и (человек) согревается». А также: «(для) всеохватывающего принимается мускатный орех и лекарство «жо-ша» в масле. Для согревания служат вино из патоки, годичное мясо и «большое мясо». После этого автор указывает, что всеохватывающий (ветер) находится в сердце. Для находящегося в голове держателя жизни принимают лекарства для носа, а для всеохватывающего, сказано, для лечения подходят стимулирующий сердце мускатный орех и принятие сердечного «жо-ша».

В «Калачакре» сказано: «Пять т.н. разветвляющихся ветров суть: (ветры) нага, черепахи, хамелеона, асурический, Дэва-датты, все они являются ответвлениями держателя жизни и описываются как (нисходящие) из макушки и наличествующие в глазах и других — всего пяти — органах чувств». Так их необходимо знать.

Ветер под названием «поднимающий вверх», локализуясь преимущественно в груди, движется в области носа, языка, горла; функции его — обеспечивать произнесение слов, приумножать силы, лоск и цвет (тела), порождая старательность и рвение, прояснять орган памяти8. Ветер, [56б] называемый «всеохватывающим», локализуется преимущественно в сердце. Область его (функционирования) — движется, охватывая все части тела, (отвечает за) поднятие ног и рук, движение через установление (их), раскрывание рта прищуривание глаз и т. д. Короче, большая часть деяний, связанных с телом, речью и умом, зависит от этого ветра.

Желудочный «Огнеподобно-побуждающий» ветер, локализуясь преимущественно в желудке, движется в тонких кишках и во всех внутренностях. Функции его — переваривание пищи, разделение соков и осадков, доведение до созревания крови и других поражаемых.

Ветер «очищающий вниз», локализуясь преимущественно в анусе, движется в верхнем и нижнем кишечнике, мочевом пузыре, половых органах иннутри бедер. Функции его — извлечение семени и крови, кала и мочи, ребенка из его обители в матке и т. д., постоянное исполнение деяний нравственных обязательств.

(1) «Осуществляющая переваривание» желчь, локализуясь в желудке между переваренной и непереваренной пищей, осуществляет следующие функции: полное переваривание съеденного и выпитого в порядке разновидностей пищи; отделяя до некоторой степени сок от осадков, порождает сверх того телесную теплоту; кроме того, порождает энергию, сопутствующую четырем другим (видам) желчи — «превращающей в тонкое семя» и прочим.

(2) Т.н. «превращающая в тонкое семя» желчь локализуется в печени, ее функции - полностью окрашивать в красный цвет как само высшее из семи составляющих тела — тонкое семя, так и мясо изнутри.

(3) Т.н. «осуществляющая» желчь локализуется в сердце. Ее функции — [57а] направлять ум на цели осуществления, порождать гордость, обеспечивать усердие в познании и достижении желаемого,

(4) Т.н. «обеспечивающая видение» желчь, локализуясь в глазах, исполняет функцию делать видимыми различия внешних форм.

(5) Т.н. «проясняющая цвет» желчь, локализуется в слоях кожи тела. Функции же ее — являясь частью кожного покрова проясняет цвет всего (тела) и делает его ярким.

(1). Т. н. «поддерживающая» слизь локализуется в груди. Функции ее — осуществлять поддержку (функционирования) начальной «разлагающей» и других (слизей), в особенности-удовлетворять (потребности организма) при непринятии питья и исполнять другие сходные с водой функции.

(2) Т. н. «разлагающая» слизь локализуется в непереваренной части (пищи) в верхней части желудка. Функции ее — тщательно разлагает содержащиеся в пищеводе пищу и напитки и сбраживает их в густую клейкую массу.

(3) Т.н. «осуществляющая вкушение» слизь локализуется на языке. Осуществляя различение шести вкусов, производит вкушение.

(4) Т.н. «удовлетворяющая» слизь локализуется в голове. Функции ее — наполняя глаза и другие органы чувств, удовлетворяет их.

(5) Т.н. «соединяющая» слизь, локализуясь во всех глазках и промежутках всех частей суставов, осуществляет функции взаимного соединения суставов, очищения и подвижности их в местах соединения.

С точки зрения функций и других признаков каждого, проведена классификация трех (начал) — ветра, желчи и слизи — по пяти параметрам каждого, и номинация (этих) пятнадцати. Она может быть только такой, и [57б] таким образом уясняется содержание (изложенного).

Характеристика «виновников»: ветра, желчи и слизи.

Из этих трех неизмененный ветер имеет следующие характеристики: по своей сущности нежный; не имеет веса, жесткий и легкий; собирает теплоту; лишен природы мягкости и твердости, в своей реальности холодный и тонкий; в месте локализации крепкий, т. е. плотный; обладает природой подвижности. «Жесткий» и другие — шесть характерных признаков — суть особые качества только ветра.

Соответственно характеристики неизмененной желчи; не совсем бледная, жирноватая, обладающая природой, отличной от тупости и холода, она остра и горяча. Не имея веса, по природе легка; не обладает очищающими и сушащими свойствами; издает неприятный запах; при встрече с некоторыми лекарственными препаратами с сущностью земли и воды вызывает понос и испарину.

Жирноватая и т. д. — семь характерных признаков — суть особые качества только желчи.

Характеристики неизмененной слизи: бледная (белесая), весьма далекая от жара, жирная и холодная. Не имеет также природы остроты, жесткости и подвижности, по своей сущности тяжелая, тупая, мягкая и твердая. Поскольку в ней очень много пастообразной субстанции, слизь очень густа.

Очень жирная и т. д. — семь характерных признаков — суть особые качества только слизи.

— Так он сказал.

[58а] Пятая глава «Учение о сущностях тела» второй части Пояснительной тантры из «Нектара бессмертия, Тантры восьмичленного сокровенного наставления».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: