Источники Римского частного права

Автор: Maxvel 10-07-2012, 15:55

Источники Римского частного права

1. Общая характеристика источников Римского права
2. Обычное право
3. Законы
4. Магистратское право (эдикты магистра)
5. Деятельность юристов
6. Постановления императоров

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1) Выражение «источники права» употребляются в различных смыслах:
1. Как источник содержания правовых норм
2. Как способ, форма образования, возникновения НП
3. Как источник познания права.
Источниками правообразования служили:
1. обычное право
2. Законы
3. Магистр. Право
4. Деятельность юристов Древнего Рима
5. Постановления императоров

2)В институциях Юстиниана проводятся различия между правом писанным и неписанным.
Писанное право – закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированными в определенной редакции.
Неписанное право – нормы, складывающиеся в повседневной жизни в самой практике. Если эти сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, то они остаются простыми обычаями. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями и составляют обычное право. Обычное право представляется собой древнейшую форму образования Римского права. К обычному праву относят:
-обычаи предков
-обычная практика
-обычаи, сложившиеся в практике жрецов
-обычаи, сложившееся в практике магистрата
В имперский период применялся термин «обычай». Для обычного права не характерно выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Нормы, вытекающие из обычного права особые по содержанию и характеру. Главным образом это принцип предписания границ или типа дозволения правового поведения. Не всякий обычай мог признаваться юридическую правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Для своего признания в качестве правового требования, то есть для дающих основания защиты судом обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
- должен выражать продолжительную правовую практику.
- должен выражать однообразную практику
- должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.
Специфику правового применения обычая состоит в том, что тот кто ссылался на обычай должен был сам доказать факт его наличия.
По мере укрепления и расширения государства неписаное право становиться неудовлетворительной формой ввиду его неопределенности и медлительности образования.

3)Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от органа, имеющего соответствующие полномочия, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ и чтобы этот закон был надлежащим образом обнародован. Тайный правовой акт не мог иметь верховной силы.
Выдающийся памятник римского законодательства был издан в середине 5 века до н.э. – законы 12 таблиц. Законы были выставлены для обсуждения народом, утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Подлинный и полный текст закона не известен. Значение подлинных призвано как правило за 140?правопапок?, систематизированных по разделам:
1. о вызове в суд
2. о времени исков
3. о долговом рабстве
4. о порядке манципации при сделках
5. о завещании и семейных делах
6. о пользовании земельным участком
7. о воровстве
8. о личном оскорблении, обиде
9. об уголовных наказаниях
10. о порядке похорон и церемоний
11. о публичных делах в городе
12. о неиспрашивании привилегий

Законы 12 таблиц положили основание развития римского общегражданского права.
2 подвида римских законов:
• Закон – постановление народного собрания, т.е. всего римского народа. Имел высшую юридическую силу
• Плебисциту – указ и распоряжение плебейской части римской общины.

Законом считалось постановление, принятое в соответствующей процедуре и соответствующего содержания
Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законноизбраного магистрата и только в пределах его компетенции. Закон должен был содержать обязательные элементы:
1. введение или обстоятельства его издания
2. текст, который мог подразделятся на главы и т.п.
3. санкции

4)Термин «эдикт» происходит от слова «дино» - говорить. Первоначально обозначалось устное объяснение магистрата по тому или иному вопросу, затем эдикт получил специальное значение программного обозначения, которое по установленной практике уже в письменной форме делали республиканские магистры при вступлении в должность. В эдиктах объявлялись также правила, которые будут лежать в основе деятельности магистрата каких случаях будут даваться иски и т.д. Формально эдикт был обязательным только для того магистрата, в котором он был издан и соответствовал только на тот год, в котором магистрат исполнял свои обязанности. Однако фактически те пункты эдикта, которые выражали интересы господствующих классов, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

5)Составление юридических документов требовало специальных знаний. Право древнего Рима имело строгий, формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшее неточность лишали данный акт юридической силы. В своей деятельности римские юристы сочетали теорию и практику, они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности. Признание римских граждан равноправными по закону и справедливости.
Деятельность юристов выражалась в 3 формах:
1) в выработке образцовых форм для различных юридических сделок.
2) консультация по сложным вопросам
3) советах процессуального характера

В процессе толкования права особенно в сфере имущественных отношений, юристы дополняли изменениями, а порой фактически отменяли устаревшие нормы и составляли новые, создаваемые юристами права, по существу было таким же источником как и обычное право. В 426 году был издан специальный закон регулирующий деятельность юриста для судебной практики. Согласно закону можно только 5 юристов - это Имилия Польпиана, Гая, Павла, Ульпиана, Мадестина признавались обязательными для судей. Кроме этого римские юристы издавали многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали фрагменты Ульпиана «Сентенции», Юлия Павла, а также учебное руководство для начинающих правоведа и судьи Гая «Институции».

6)Укрепление императорской власти привело к тому, что единоличные распоряжения императора стало признаваться законом, действовал принцип «что угодно императору, то имеет силу закона, а сам император законами не связан». Императорские распоряжения носившие общее наименование конституции существовали 4 видов:
a. эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению
b. рескрипты – распоряжения по отдельным делам
c. мандаты – институции, дававшиеся императорским чиновникам
d. декреты – решения по поступившим к императору спорным делам
В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: