Социология культуры

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Социология культуры – отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

Предмет социологии культуры в широком смысле – любые явления, процессы, нормы, сообщества, группы или институты, существующие в обществе и имеющие какое-либо касательство к культуре, если они рассматриваются под углом участия в них больших социальных групп людей, т.е. с социологических позиций.

Предмет социологии культуры в узком смысле – только те явления, процессы, события, сообщества, группы или институты, которые существуют не в обществе в целом, но лишь в одной из четырех ее сфер, а именно в культурной сфере. Культуру социология рассматривает под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.

К основным отраслям социологии культуры относят следующие:

Социология знания – отрасль социологии, изучающая процессы производства, хранения, распространения и использования различных типов знания социальными группами и классами; влияние культуры и общества на формирование знания, институциональные формы функционирования и развития знания.

Социология интеллигенции – направление в социологии, исследующее особенности интеллигенции как специфической группы работников высококвалифицированного умственного (творческого) труда.

Социология искусства – отрасль социологии культуры, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуру, функции и статусно-ролевое взаимодействие различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию кино, социологию театра и т.д.

Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.

Социология морали – отрасль социологии культуры, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.

Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как социального института; механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. Она может входить во внутридисциплинарную матрицу социологии культуры либо рассматриваться наряду с ней как самостоятельная отрасль общей социологии.

Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществеи взаимосвязь с другими социальными институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. В социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).

Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, а также проблемы религиозности, секуляризации, поведения верующих.

Социология спорта – отрасль социологии культуры, изучающая профессиональный и любительский спорт, включая занятия физической культурой, как социальное явление, его структуру, функционирование и развитие.

Социология досуга – отрасль социологии, изучающая поведение людей во время досуга как элемента образа жизни, соотнося его с рабочим временем и трудом, социальными институтами {образованием, семьей), социальной структурой, культурой и т.д.

Социология языка – отрасль социологии культуры, изучающая взаимосвязь общества и языка, социальные функции языка, роль языка в обеспечении социального контроля, языковые различия как отражение социальной структуры и стратификации, корреляции между языковыми средствами, социальными статусами и ролями.

Социология книги – комплексная подотрасль социологии культуры, включающая в себя социологию литературы и социологию чтения.

Социология литературы – отрасль социологии культуры, изучающая внутрилитературные и внелитературные процессы, функционирование литературы как социального сообщества и ее влияние на поведение людей.

Социология чтения (и печати) – тематическое направление, формирующееся на пересечении социологии культуры, социологии литературы и теории коммуникации, изучающее распределение и колебания спроса и предложения на книжную и периодическую продукцию среди населения.

Социология музыки – активно развивающееся, особенно в США, исследовательское направление, в рамках которого изучаются музыкальные предпочтения различных категорий населения (мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, богатых и бедных и т.д.) тех или иных жанров музыки (классики, рок-музыки, джаза и др.).

Социология тела – дисциплинарное направление социологии, в рамках которого разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, сакрализация тела, технология тела, восприятие тела и др.

Прикладная социология культуры – научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д.

основные функции культуры:

Человекотворческая (гуманистическая), т.е. развития творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности(главная функция);

· гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен- прошлого, настоящего и будущего;

· коммуникативная - функция социального обращения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;·

· ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которых существует и на которые ориентируется человек; культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что нет, что должно, что - нежелательно;

· нормативно - регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

1) адаптивная, благодаря которой обеспечивается взаимодействие людей со средой существования;

2) социализации – как усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризация;

10) отвечая потребностям человека в эмоционально-эстетическом наслаждении, компенсации душевных сил, культура реализует рекреативную функцию;

11) образовательно-воспитательная, тесно связанас функцией социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: