Только обозначает основные гносеологические проблемы:
- 1) соотношение знания и мнения;
- 2) соотношение истины и заблуждения;
- 3) соответствие знания предмету;
- 4) формируется диалектика как метод познания.
Способами познания признаются:
- во-первых, созерцательность – рассмотрение мироздания в единстве природы, богов и человека;
- во-вторых, деятельность разума, освобожденного от власти богов. Важнейшее открытие – закон, который возвышается над частными интересами.
Гераклит утверждал, что все течет, все меняется не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и сознанию. Аристотель же, создавая свою логику, видел в ней важнейший инструмент, орудие познания, т. е. «органон». Другими словами, посредством логики Аристотель стремился определить путь достижения нового знания. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания он сформулировал ряд требований:
- 1) необходимость рассматривать явления в их изменениях;
- 2) исследовать причинность, приведшую к изменению;
- 3) исследовать «раздвоение единого».
Средневековая философия.
|
|
Рассматривает основную проблему гносеологии – соотношение веры и разума; религии и науки, философии, и решает ее следующим образом:
1) выступает против разума («верую, потому что абсурдно»- Тертуллиан);
2) утверждает необходимость познать в свете разума то, что принято верой («Верь, чтобы понимать»-Августин Блаженный);
3) обосновывает гармонию между верой и разумом при первостепенной роли веры (Фома Аквинский), так как:
- а) знания на основе опыта и разума ценны, но
- б) еще более необходима вера (ибо ум человеческий слаб, ограничен, чтобы постичь глубину мироздания).
Философия эпохи Возрождения.
1) утверждает идеал светского, а не религиозного знания, т. е. науки;
2) опытные науки возводит в ранг важнейших, так как они дают истинное знание о природе;
3) большинство мыслителей опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.