Эмпиризм и рационализм о природе познания

Эмпиризм и рационализм о природе познания. В классической гносеологии выделяются два противоборствующих направления 15 – это эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Согласно эмпиризму главным источником знания является чувственный опыт. Основная позиция эмпириков: «Нет ничего в интеллекте (разуме), что вначале не было бы в чувстве» (Дж.Локк). Эмпиризм разделяется на идеалистическое (Юм, Беркли, Мах, Авенариус и др.) и материалистическое (Бэкон, Локк, Гоббс, Фейербах и др.) направление. Разновидность эмпиризма – сенсуализм, в котором главным источником знания являются ощущения (Гоббс, Локк и др.). Аргументы сенсуалистов следующие: - Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию; - Мышление только лишь обрабатывает чувственный материал; - Разум не связан непосредственно с внешним миром. Без органов чувств он глух и слеп. Согласно рационализму главным источником знания является мышление, разум. К основной позиции эмпириков «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве», рационалисты добавляют «кроме самого интеллекта» (Лейбниц). Представители рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Аргументы рационалистов: - Только разум способен обобщать информацию, полученную от органов чувств; - чувства, нередко, вводят в заблуждение, так, например, видно, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя в действительности наоборот; - Только разум обладает творческим потенциалом, способный конструировать и абстрактно мыслить; - Разум является тем инструментом, который упорядочивает чувственные впечатления. Первым кто попытался объединить эти два направления, был И.Кант, который выделил уровни познания: чувственный уровень, рассудок и разум. В дальнейшем марксисты диалектически объединили эти два направления, где чувственный уровень позволяет установить явления, а рациональный определяет сущность вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: