Поворот к проблеме личности (середина 14- середина 15 века). Он начинает проявляться в чертах быта:
Осмеяние духовенства
Отказ от аскетизма
Призыв к радости
Возникновение убеждения в том, что все оценки поступков человека исходят не от Бога, а от людей.
Например, один из выдающихся гуманистов - Лоренцо Ваала (1407 год) - последователь этики Эпикура: который утверждал, что жизнь - высшая ценность, задача человека - самосохранение и исключение страдания, смысл жизни – наслаждение, человек причастен Богу бессмертной и разумной душой, которая способна к чувству гнева, наслаждения, страха, что высшее благо не в причастности к Богу, а в наслаждении счастьем, что добродетель не в бедности, а в разумных тратах, не в воздержании, а в браке, не в послушании, а в умении управлять чувствами, что нравственность дана не от бога, а исходит из природы человека. В конечном счете это был отказ от томизма
Мишель Монтень -1533-1592 обращался к осмыслению таких якобы простых явлений как трусость, умеренность, роскошь, бережливость, самомнение, непослушные дети, некрасивые женщины и т.д. Это все противоречиво и поэтому произведения называются «Опыты»
|
|
Философия Возрождения:
выводит человека из компетенции Бога
Ломает диктатуру церкви
Превращает человека в субъект творчества
Мир предстает не как данность в Боге, а осмысливается через внутренний мир человека
Человек, а не Бог главный объект истории
Отказ от повторения известного
Свобода
Общественные отношения устанавливают не Бог, а люди
Все оценки – от людей, а не от Бога.
Что изменилось в мышлении людей начала 15 века?
Изменилась позиция человека по отношению к Богу:
а)Было: Человек зависим от Бога, потому что создан Богом;
б)Стало: Человек независим от Бога, потому что обладает собственным творчеством и собственным мышлением.
Возникает новое мировоззрение – ГУМАНИЗМ