Термин "a priori" (лат.) буквально означает "из предшествующего", а термин "a posteriori" означает "из последующего". Новое значение данные термины приобрели после трудов И. Канта. "Априорным" стали называть предшествующий опыту, следовательно, независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а "апостериорным" - эмпирические (по)знания, определяемые опытом.
Априорное у Канта имеет два уровня:
1) априорные формы человеческой чувственности, чувственного созерцания (возможность интеллектуального созерцания, интеллектуальной интуиции для человека Кантом отрицается) - время и пространство;
2) синтезирующие чувственность категории рассудка (такие как единство, множество, причинность и т. д.).
Если раньше думали, что человек познает свойства окружающего его мира, то Кант считает, что эти свойства принадлежат НЕ МИРУ, А САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ: «мы а priori познаем о вещах лишь то, чтó вложено в них нами самими».
Априорное знание, соединенное с нашим опытом, дает нам тот образ мира, к которому мы привыкли. То есть априорные формы знания соединяются с конкретными данными чувств.
разделение мира на | характеристика Канта | чувственные данные |
реальность | Вещь в себе (существует независимо от нас) | на входе: |
неизвестность, хаос | ||
человеческое знание о мире | Явление: априорное знание + опыт (чувственные данные) | на выходе: |
цвета, звуки и т.д. (упорядоченные априорными формами) |
Мир, который является человеку – это явление (феномен).
Мир, как он есть (а не такой, каким он является человеку) – вещь в себе (ноумен).
Мир, как он есть (вещь в себе) – непознаваем для человека (мы всегда, и в обыденной жизни и в научном познании имеем дело с явлением, а не с реальностью)
Априорные формы
Мир является человеку таким, каким его конструируют априорные формы знания человека.
Кант выделяет у человека 2 познавательных способности: чувственность и рассудок (в котором еще выделяется разум). У каждой из них есть свои априорные формы: пространство и время; категории и идеи (разума) соответственно.
Познавательная способность | Априорные формы | Пример-пояснение |
Чувственность (органы чувств) Ф-ция созерцания | Пространство и время | Мы видим дерево. Мы видим его трехмерным. Но не дерево само является трехмерным, а мы ВОСПРИНИМАЕМ его трехмерным. Так устроены наши органы чувств (все воспринимать трехмерным) |
Рассудок Ф-ция мышления/подведения под понятия | Категории (Например, причинность. На Канта большое влияние оказала критика причинности Юмом) | Мы считаем, что каждая вещь имеет причину. Сама вещь (например, дерево) является нам с помощью органов чувств, но убежденность в существовании причинно-следственной связи есть априорная установка. |
Разум(познавать не может, но может осуществлять систематизацию познания) | Идеи (душа, Бог и свобода) | Мы пытаемся узнать есть ли Бог, свобода, душа и каков мир в целом |