Характеристика современной философии

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества. Это оказало глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могло не отразиться на философии ХХ века.

Философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века:

® все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

® беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

® глобальные проблемы человечества;

® анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

® вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблем.

Основные направления философии 20 века:

Экзистенциализм (от лат. exsistentia-- существование) — философия существования, иррационалистическое направление в западной философии.

Предэкзистенциалисты: С. Кьеркегор, Ницше, Ф. М. Достоевский, Паскаль.

Различают:

Ø религиозный экзистенциализм (Карл Ясперс, Николай Бердяев, Лев Шестов) - человек, осознав свою беспомощность, и одиночество в этом мире совершает прыжок в иррациональное – к Богу, и тем спасается.

Ø атеистический (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю) - Бога у них нет, и потому человек абсолютно одинок, ему совсем не на кого положиться. Вся ответственность на нем..

Основной вопрос философии с точки зрения экзистенциалистов «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит,- это значит ответить на основной вопрос философии. (Камю «Миф о Сизифе»). Все остальное — потом.

Ответ на этот вопрос – «Да». Жизнь абсурдна, но надо жить так, как если бы в ней был смысл (Камю «Миф о Сизифе»).

Основные моменты экзистенциализма:

1) Существование (человека) предшествует сущности (Сартр) (сначала появляется на свет, а только потом определяется, в отличие от ножа, например, который сначала задуман в голове, а потом уже появляется, у ножа сущность предшествует существованию).

2) «Человек это тайна» (Достоевский), постичь человека рационально нельзя.

3) Свобода воли человека (человек свободен выбирать, его поведение не детерминировано, и потому на нем лежит огромная ответственность)

4) Пограничные ситуации (Ясперс) — ситуации критические между жизнью и смертью. Именно в них (а не в каждодневной рутине) проявляется свобода человека

5) Заброшенность, Тревога (наиболее часто встречаемые у экзистенциалистов слова) – человек чувствует себя одиноким в этом чужом для него мире («метафизическое сиротство» Достоевского). Он сам за все отвечает — отсюда страх ошибиться и тревога.

6) Абсурд (Камю «Миф о Сизифе») абсурд возникает там, где сталкивается иррациональный мир и жаждой рационального его познания, овладевающая человеком. (Пример, роман Камю «Чума»: чума нападает на город, это иррациональная стихия, она не подчиняется никаким законам — нет той модели поведения, которая снижает риск заболеть чумой. В романе погибают от чумы люди из самых разных социальных групп, и не погибают многие из санитаров, которые должны были бы по логике погибнуть. При всей абсурдности действий санитаров (что они могут сделать с иррациональной стихией?) Камю все равно на их стороне: чума абсурдна, но надо действовать как если бы в этих действиях был смысл.)

Неопозитивизм Позитивизм ХХ века называют неопозитивизмом. Это одно из наиболее распространенных и влиятельных направлений современной западной философии. Неопозитивизм возник в конце 20-х годов XIX века и продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов ХХ в. Представлен Бертраном Расселом, Людвигом Витгенштайном, Джоном Остином. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах.

Целью позитивистской школы стало создание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук. Возникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста. Общие гносеологические проблемы - относительность знаний и процесс математизации и формализации наук.

Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологические проблемы, например, такие как роль знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса.

Постпозитивизм С 50-х годов 20 века неопозитивизм сменился постпозитивизмом, возникшим как критика неопозитивизма. Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки к проблемам методологии науки, истории ее возникновения, развитию и смене научных теорий. Карл Поппер (1902-1994) английский философ и логик.

Критерием разграничения научного и ненаучного знания Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинная научная теория предполагает возможность опровержения (в случае если следствия, выводимые из нее будут противоречить опыту).

Три мира Поппера и концепция объективного знания:

Первый мир—мир физических объектов

Второй мир—мир психический (состояний сознания субъекта).

Третий мир—мир объективного знания, не зависящий от субъекта. Основными жителями третьего мира являются теории, научные проблемы. Они не сводимы ко второму миру (Со смертью ученого его знание не уничтожается, а продолжает жить в третьем мире). Вводя концепцию объективного знания, Поппер спасает свою теорию от субъективизма, которым грешили неопозитивисты.

Структурализм - (от лат. - structure - строение, распол жеиие, порядок) направление и интеллектуальное движение в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX ст., базирующееся на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. В античности понятие структуры было синонимом понятия «форма». В XIX веке, когда возникли предпосылки синтеза философских и конкретно-научных знаний, понятие «структура» приобрело общенаучный статус. Современная философия понимает структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».

Становление структурализма включает 4 этапа:
1) становление метода (в структурной лингвистике Р. Якобсон, Р. Трубецкой, Ф. де Соссюр);
2) распространение метода (культурология Ю. Лотмана в Эстонии), (этнография К. Леви-Стросса, психоанализ Ж. Лакана литературоведение Р. Барта, истории науки М. Фуко во Франции);
3) размывание метода;
4) критика и самокритика.

К методам структурного анализа относят: структурно-функциональный анализ, гештальтпеихологию, лингво-семиотический анализ, методы аналогии и социологики.

Различают:
- русскую формальную школу;
- Пражский лингвистический кружок;
- Копенгагенскую и Иельскую школы.

Отличительные черты структурализма:
- безличная логика;
- порядок;
- целостность;
- слаженный ансамбль;
- органическое единство.

В целом структурализм опосредовал познание человека существованием и познанием «языка» и понимается преимущественно как научная методология мировоззренческо-иррационального порядка.

Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений, раскрепощение желаний и поиск удовольствий в любом жизненном акте). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики покинули социальную сферу и нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицаясоциальность, акцентируется на недифференцированности, самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится новый понятийный аппарат, концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции. Постсгруктуры обеспечиваются «метафизикой желаний»-пульсацией, интенсивностью, энергией, идущими извне. Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта (его присутствия, наличия, представлений), элементы релятивизма. Постструктурализм концептуально снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия (сингулярности, партикулярности), «тексты», «дискурсы», «стили письма» понимает значимыми по причине своей бессвязности, принципиальной необобщаемости, характеризуется интертекстуальностью - цитатностью, размыванием жанровых критериев философского рассуждения, метафоричностью. Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.

Постмодернизм как относительно новый этап философии постструктурализма начинается в работах французских мыслителей Ж. Дерриды и Ж. Делёза.

Другие направления Неотомизм (возник в 1879) – официальная философская доктрина католической церкви, основанная на учении Фомы Аквинского. Неотомизм—новая форма объективного идеализма. Прагматизм —национальная американская философия (основатель Чарльз Пирс)—близка к субъективному идеализму. Понятие о практических последствиях исчерпывают знание об объекте. Мышление — приспособительная функция организма. Феноменология —субъективно идеалистическое учение «Нет объекта без субъекта». Феноменологическая редукция — воздержание от суждений, выходящих за границу «чистого опыта» (похоже на махизм). Трансцендентальная редукция—рассмотрение субъекта как «чистого сознания» вне социального контекста. Герменевтика – искусство истолкования текстов («понять текст лучше, чем сам автор»). В 20 веке появляется философская герменевтика — рассматривает бытие как язык (в словаре не очень ясно написано, это моя интерпретация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: