Антропогенез.
Цель лекции – выяснить сущность человека как единицы бытия в генезисе философской антропологии.
План лекции:
1. Человек как основной объект философского анализа.
2. Концепции происхождения человека.
Рекомендуемая литература
1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.
2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.
3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.
5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.
Рассмотрев на прошлой лекции философские проблемы познания, перейдем сегодня к анализу сущности человека в ретроспекции, а так же рассмотрим проблему его происхождения с точки зрения различных концепций.
Основная часть
1. Человек – основной предмет философского познания. Если наука – это путешествие в окружающую действительность, то философия – путешествие в суть человека. Что такое человек, чем отличается он от животных, как развивался, в чем его сущность – все это коренные вопросы философии. Поиск сущности человека начинается с Сократа («Познай самого себя») и продолжается до нашего времени. С самых древних времен мыслители пытались и сегодня пытаются проникнуть в суть данного феномена, создавались различные концепции человека, различные подходы. В античной философии образ человека космоцентричен. Человек рассматривался как микрокосм, где Космос – мировой порядок, а человек – малая модель Вселенной. Во всех своих проявлениях человек был подчинен высшему началу – судьбе. Заслугой античности является рационалистический подход в трактовке человека, вывод о счастье благе как цели человеческой жизни. В средние века, в системе христианского мировоззрения человек – теоцентричен, он воспринимается как существо, в котором неразрывно связаны два начала – душа и тело, а создан человек по образу и подобию Бога, и связан с ним посредством веры, любви и надежды. С последующим развитием философской мысли понимание проблемы человека обогащается рядом существенные моментов. Так эпоха Возрождения с ее глубоким интересом к античности, породило такое социокультурное явление как гуманизм, у истоков которого стояли Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Ф. Бэкон и ряд других выдающихся мыслителей, ученых поэтов и художников. Человек свободен, обладает достоинством, способностью к творческому развитию; его знания – социальная сила, могущество разума – таковы были принципы нового видения человека. В философии Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог смещен на периферию человеческой жизни, а в центр поставлена духовная сущность человека. Антропоцентризм возвысил человека, признал автономность его разума в познании собственной сущности. В рамках классической немецкой философии И. Кантом был выдвинут категорический императив, который требовал в своих мотивах и поступках относится к человечеству как к высшей цели и абсолютной самоценности человека. В философии ХХ века человек рассматривается в рамках холистического подхода (целостности), где на новом познавательном уровне рассматривается род человеческий как органическая часть Космоса – единой, живой системы. Осмысление данной проблемы в настоящее время приобрело новое звучание, поскольку более взаимосвязанными становятся все элементы системы «природа-человек-общество-человечество».
|
|
|
|
Философия, основываясь на данных частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке, и этот раздел философии называется «философской антропологией». Создателем философской антропологии считается немецкий философ Макс Шелер, который в 20-х годах в XX в. сделал попытку определить основные сферы «собственного человеческого бытия, понять человека как творца мира, его культуры.
В состав философского образа человека входят: выявление сущности, обусловленности его активности; место человека в мире и его отношение к миру; формы его исторического бытия; возможности человека, развернувшего свои способности; соотношение биологического и социального в человеке; понятие личности и ее структуры; социально-психологические типы личности.
С точки зрения науки, человек разумный сформировался около 50 тыс. лет назад, хотя его предыстория уходит на глубину до 2 млн. лет, когда на Земле появился человек прямоходящий. Возникновение человека явилось таким же чудом, как и происхождение самой жизни. Чудо состоит в том, что для появления этих феноменов должно состояться уникальное сочетание и совпадение многих факторов, где в солнечной системе лишь одна звезда – Солнце имеет оптимальное расстояние до Земли и массу Земли, умеренный климат и радиационный фон и т.п. Ряд линий развития приматов-гоминоидов в их эволюции оказался тупиковым, как-то: питекантропов, синантропов, зинджантропов, родейзицев, неандертальцев. Наш же предок – это кроманьонец, у которого были чуть больше мозг и быстрее реакция, что и стало его преимуществом.
В науке установлена, что в течение 4-5 млн лет на земле продолжался биогенез, а с 4 млн до 250 тыс. лет назад антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человекоподобных высших животных, когда человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому» и далее к стадии разумности. Если человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объем головного мозга 550 куб. см., то на стадии антропогенеза объем мозга увеличился с 970 до 1100 куб. см. Современный человек имеет средний объем мозга в 2200 куб. см.
В итоге антропогенеза произошло усложнение человекоподобных существ, которые приобрели специфические физические и психические качества, которые стали присуще только человеку. Сегодня существует три принципиальных подхода к проблеме происхождения человека:
1. Творение человека Богом или иной безличностной сущностью, непостижимой для ума;
2. Гипотезы о внеземном, космическом генезисе человеческого рода как некоем «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на Земле;
3. Теории естественного, эволюционного происхождения человека в результате внутренних потенций материи, источник которых восходит к гипотезе «Большого взрыва» («БВ»).
Из вышеперечисленных трех гипотез первая не соотносится с фактами, известными на сегодняшний день, поскольку она касается исключительно веры. Вторая – неудовлетворительна тем, что она переносит проблему в другое место; к тому же она тоже маловероятна, поскольку трудно представить, будто жизнь может пересечь межпланетные и межзвездные пространства в условиях космической радиации и вакуума.
|
|
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Что в человеке дано ему от природы, а что – от общества?
2. Что означает смысложизненный вопрос в философии?
3. Назовите основные подходы к человеку в истории философии.