Как слушать?

  • Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
    • 1) умение концентрироваться;
    • 2) умение анализировать содержание;
    • 3) умение слушать критически;
    • 4) умение конспектировать.
  • Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:
    • Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
    • Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
    • Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
    • Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
  • Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приёмы:
    • определение цели речи;
    • определение композиции речи;
    • определение главной темы речи;
    • определение главных идей оратора;
    • определение форм аргументации;
    • определение форм резюмирования и заключительных выводов.
  • Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:
    • Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
    • Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
    • Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
  • Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
    • Используйте короткие предложения и абзацы.
    • Записывайте только важные положения и фактический материал.
    • Используйте сокращения и символы.
    • Делайте разборчивые записи.
    • Подчёркивайте важные идеи.
    • Периодически просматривайте записи.

<Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.

  • На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
    • фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
    • движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
    • поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
  • Типичными недостатками чтения являются:
    • Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
    • Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
    • Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
    • Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
    • Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
    • Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: