(на примере рассказа «Случай из практики»)
Цели:
- познакомиться со взглядами Чехова на вопросы мастерства прозаика;
- соотнести эти суждения с практикой писателя, понять особенности метода и стиля Чехова;
- совершенствовать навыки анализа небольшого эпического произведения.
Вопросы и задания:
1. Суждения Чехова о мастерстве писателя.
2. Содержание и характер конфликта рассказа «Случай из практики». С какими героями и образами соотнесено развитие сюжетного действия?
3. Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, цветовая символика, диалог, внутренний монолог).
4. Кульминация рассказа, ее смысл.
5. Финал рассказа,его символическое звучание.
Источники:
Чехов А.П. Случай из практики (любое издание)
Чехов А.П. О литературе. М., 1955:
а) письмо Д.В. Григоровичу от 12 янв. 1888 г. (С. 57)
б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888 г. (С. 93);
в) А.П. Чехову от 11 апр. 1889 г. (С. 124);
г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889 г. (С. 134);
д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897 г. (С. 192);
е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892 г. (С. 161);
ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895 г. (С. 182-183).
Научная литература:
Дерман А. О мастерстве Чехова М., 1959. Гл.3, 4, 7.
Паперный З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С. 241-254.
Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 8-29.
Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С. 198-289.
Vladimir Golstein. “Случай из практики” – лечение или душевное мошенничество? // Anton P. Cechov. Philosopie und Religion in Leben und Werk. Die Welt der Slaven. Verlag Otto Sagner. Munchen. 1997. С. 75-81.
Практическое занятие № 10
«Вишневый сад» А.П. Чехова. Особенности чеховской драматургии
Цели:
- увидеть своеобразие драматургического конфликта в пьесах Чехова, новаторство драматургического образа;
- совершенствовать навыки анализа драматургического произведения.
Вопросы и задания:
1. Место пьесы «Вишневый сад» в драматургии Чехова.
2. Жанровое своеобразие пьесы. Почему автор назвал ее комедией?
3. Особенности конфликта пьесы. Группировка персонажей. Способы раскрытия характеров героев.
4. Мастерство в построении сцены (на примере 11 действия). Тональность и настроение, подводные течения.
5. Семантика образа вишневого сада.
Научная литература:
Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-223.
Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 339-380.
Сендеровия Савелий. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова // Вопросы литературы. 2007. №1.