Сюжет и композиция чеховских рассказов

(на примере рассказа «Случай из практики»)

Цели:

- познакомиться со взглядами Чехова на вопросы мастерства прозаика;

- соотнести эти суждения с практикой писателя, понять особенности метода и стиля Чехова;

- совершенствовать навыки анализа небольшого эпического произведения.

Вопросы и задания:

1. Суждения Чехова о мастерстве писателя.

2. Содержание и характер конфликта рассказа «Случай из практики». С какими героями и образами соотнесено развитие сюжетного действия?

3. Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, цветовая символика, диалог, внутренний монолог).

4. Кульминация рассказа, ее смысл.

5. Финал рассказа,его символическое звучание.

Источники:

Чехов А.П. Случай из практики (любое издание)

Чехов А.П. О литературе. М., 1955:

а) письмо Д.В. Григоровичу от 12 янв. 1888 г. (С. 57)

б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888 г. (С. 93);

в) А.П. Чехову от 11 апр. 1889 г. (С. 124);

г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889 г. (С. 134);

д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897 г. (С. 192);

е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892 г. (С. 161);

ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895 г. (С. 182-183).

Научная литература:

Дерман А. О мастерстве Чехова М., 1959. Гл.3, 4, 7.

Паперный З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С. 241-254.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 8-29.

Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С. 198-289.

Vladimir Golstein. “Случай из практики” – лечение или душевное мошенничество? // Anton P. Cechov. Philosopie und Religion in Leben und Werk. Die Welt der Slaven. Verlag Otto Sagner. Munchen. 1997. С. 75-81.


Практическое занятие № 10

«Вишневый сад» А.П. Чехова. Особенности чеховской драматургии

Цели:

- увидеть своеобразие драматургического конфликта в пьесах Чехова, новаторство драматургического образа;

- совершенствовать навыки анализа драматургического произведения.

Вопросы и задания:

1. Место пьесы «Вишневый сад» в драматургии Чехова.

2. Жанровое своеобразие пьесы. Почему автор назвал ее комедией?

3. Особенности конфликта пьесы. Группировка персонажей. Способы раскрытия характеров героев.

4. Мастерство в построении сцены (на примере 11 действия). Тональность и настроение, подводные течения.

5. Семантика образа вишневого сада.

Научная литература:

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-223.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 339-380.

Сендеровия Савелий. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова // Вопросы литературы. 2007. №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: