Диверсификация как метод снижения финансовых рисков заключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности, как правило, при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфелей предприятия. Механизм диверсификации позволяет минимизировать валютные, процентные, инвестиционные и некоторые другие виды рисков.
Различают вертикальную и горизонтальную диверсификацию видов деятельности. Вертикальная диверсификация предполагает распределение ресурсов между различными, несхожими видами деятельности, горизонтальная - распределение ресурсов между разными предприятиями сходного профиля деятельности.
Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля предприятия из различных видов валют.
Инвестиционные риски снижаются путем создания инвестиционного портфеля фирмы. Обычно в стандартный инвестиционный портфель входят ценные бумаги, имеющие альтернативные Цели: получение процентов на вложенный капитал, сохранение капитала от инфляции, обеспечение прироста капитала за счет роста курсовой стоимости приобретенных акций. Благодаря такому формированию инвестиционного портфеля происходит "усреднение" инвестиционного риска путем диверсификации.
|
|
Основные формы диверсификации финансовых рисков следующие:
- Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.
- Диверсификация портфеля ценных бумаг, которая позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
- Диверсификация программы реального инвестирования. При формировании реального инвестиционного портфеля целесообразно отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного, крупного инвестиционного проекта.
- Диверсификация кредитного портфеля фирмы, которая направлена на снижение кредитного риска, возникающего при коммерческом кредитовании, и которая предусматривает разнообразие покупателей продукции и услуг.
- Диверсификация валютной корзины фирмы, которая предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски.
- Диверсификация финансового рынка, которая предусматривает организацию работ одновременно на нескольких сегментах финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других.
Примерами диверсификации с целью снижения банковских рисков могут быть:
|
|
- предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;
- образование валютных резервов в разной валюте с целью уменьшения потерь в случае падения курса одной из валют;
- привлечение депозитов, вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков и т.д.
Выход за пределы рынка одной страны может уменьшить колебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьшает уязвимостьпроекта или вида деятельности при потере одного или нескольких клиентов.
Важным условием эффективности диверсификации является независимость объектов вложения капитала. Так, при планировании с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т.е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается, и наоборот. Такаявзаимосвязь между рассматриваемыми показателями носит название "отрицательная корреляция".
Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения финансового риска. В то же время следует помнить, что диверсификация является способом снижения несистемного риска. Посредством диверсификации не может быть сокращен системный риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т.п.
Лимитирование концентрации финансовых рисков производится путем установления определенных нормативов в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, лимитирование - это установление системы ограничений сверху и снизу, способствующее уменьшению степени риска. Примером лимитирования является установление наибольшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превышение этой суммы влечет отказ от страхования или использование таких форм, как сострахование или перестрахование.
На практике активно применяются следующие виды ограничении: по срокам (заемных средств, инвестиций и т.п.); по структуре (доле отдельных затрат в общем объеме, доле каждого вида ценных бумаг в общей стоимости портфеля, доле льготных акций в общем объеме выпуска, удельному весу заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности предприятия, и т.д.); по Уровню отдачи (установление минимального уровня доходности проекта) и др.
Лимитирование применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд; хозяйствующими субъектами - при продаже товаров в кредит (по кредитным картам), по дорожным чекам, еврочекам и т.п.; инвесторами - при определении сумм вложения капитала и т.д. В первую очередь это относится к денежным средствам - установлению предельных сумм расходов, кредита, инвестиций. Так, например, ограничение размера выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.
На предприятии разработкой таких внутренних нормативов занимается финансовая служба самого предприятия, поскольку специалистам данной службы лучше, чем кому-либо другому, известны особенности его финансовой и производственной деятельности.
Большое значение в управлении рисками имеет повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д. Сюда входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, партнеров, конкурентов и т.п.
|
|
Некоторые виды информации составляют предмет коммерческой тайны, другие могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит, являются частью нематериальных активов фирмы. Наличие достаточной и надежной деловой информации позволяет быстро принимать финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, а это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. При этом большое значение имеет качество информации, которое следует оценивать при ее получении, а также время ее получения, поскольку информация быстро стареет. Кроме того, важным обстоятельством являются не только сбор и хранение информации, но и возможность быстро отыскать и применить нужную информацию, которая обеспечивается современными компьютерными системами.
Как правило, решения принимаются в условиях неопределенности экономической среды и ограниченности информации. Сделать более точным прогноз и тем самым снизить риск можно, только своевременно получив полную и достоверную информацию как о внутренних факторах деятельности фирмы, так и о ее внешнем окружении. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею переходит в сферу предпринимательства. Недооценка информации увеличивает уровень риска, поэтому важной задачей менеджера является правильное определение цены информации.
Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения информацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии. Часто необходимая для принятия надежного решения информация либо труднодоступна, либо стоит слишком дорого. В стоимость информации нужно включать время, затраченное на ее сбор, стоимость услуг внешних консультантов. Поэтому для предпринимателя важно решить, насколько существенна выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, для которого подобная информация необходима,
|
|